Слайд 1«Развитие духовно- нравственных ценностей у дошкольников через знакомство с народным -декоративным
искусством, фольклор, народными праздниками и традициями »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 21 «УМКА»
___________________________________________________________________________
село Совхоз «Боровский
Слайд 2Цель работы:
Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через знакомство с народным - декоративным
искусством, фольклор, народные праздники и традиции
Задачи:
- Приобщать детей ко всем видам фольклорного жанра: сказки, хороводные игры, пословицы, поговорки, считалки, загадки.
Учить различать народное искусство, промыслы, как основу русской культуры.
- Воспитывать интерес к народному искусству, праздникам, традициям, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.
Слайд 3Знакомство с русскими народными традициями в воспитании дошкольников можно разделить
на
несколько приоритетных направлений:
Создание атмосферы национального быта. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными.
Дать понять с самого раннего возраста, что они, дети, - часть великого русского народа.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, способствуют нравственному, умственному, эстетическому развитию ребенка.
Слайд 4Русский народный фольклор - это сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки,
былины. Знакомясь с фольклором, ребенок приобщается к нравственным ценностям.
Слайд 5
Православные и обрядовые праздники.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и
различными сторонами общественной жизни человека.
Цикличность народного календаря повторяют праздники : Осенины, Рождество, Крещение, Масленица, Сороки, Пасха.
Слайд 6Русские народные игры, забавы. В русских народных играх сохранился колорит обычаев,
оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, и содержания разговорных текстов. Дети любят веселые считалки, сопровождающие игры.
Народная игра отражает образы жизни, национальные традиции и обычаи.
-Совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.
С детьми были разучены такие игры, как «Золотые ворота», «Гуси-гуси», «Масленица», «Мороз Красный нос», «Краски», «Колечко», «Заря-заряница»,«Бояре» и др. Дети с удовольствием играли в них. Через народные игры дети выполнять правила игры, соблюдают нормы поведения.
Русское народное искусство.
«Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу. Создавали сказочно прекрасные росписи (гжель, жостовская роспись, городецкая роспись и хохлома) на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке, резьбе по дереву; причудливые деревянные и глиняные игрушки. Дети знакомились на НОД, с «Городецкая роспись», «Гжель прекрасная», «Жостовские подносы», «Веселая хохлома», лепке дымковских птиц.
Слайд 8Развивающая среда группы «Народные куклы – обереги», папки: «Жизнь людей в старину»,
«Народное творчество», «Уголок старины глубокой»,
«Где русские люди узор выбирали» презентации :«Русская изба», «Русские народные костюмы», «Домашняя утварь»
Слайд 9Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.
Поэтому в работе использовалась не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы. Было замечено, что дети интересуются образом жизни, традициями русского народа, разнообразными старинными предметами домашнего быта.
Слайд 10Работа с родителями
В ДОУ создан уголок «Русской избы». В создании данного
мини - музея принимали участия творческая группа педагогов ДОУ, а также родители (помогали в создании экспозиций музея, пополняя их материалами) и помощники воспитателей (участие в оформлении мини-музея).
1.Содержание и экспозиции:
- Предметы и мебель русского быта;
- История детского сада;
2 Этап. Основной.
1. Знакомство детей с русской печкой, самоваром, колыбелью, русским костюмом, предметами быта
2. Чтение художественной литературы по данной теме (потешки, приговорки, стихотворения);
3. Театрализованные игры и инсценировки;
4. Организация выставок.
6. Подбор экспонатов:
- предметы русской избы;
- элементы русского народного костюма (картуз, рубаха, кушак, платок, сделанные руками родителей)
- предметы быта (вязанные половицы, корзинки, скатерть, люлька) и утвари(самовар, чугунки, деревянная посуда) русской избы,
-предметы мебели (кровать, стол, стул, полка для утвари).
Слайд 11Посещение музея МДОУ «Русская изба» знакомство с бытом русского народа, разнообразными
старинными предметами домашнего быта.
Слайд 12Целенаправленное ознакомление детей с русской народной игрушкой – это одна из частей приобщения
детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Ознакомление с народной игрушкой помогали узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку –так как она несет в себе любовь и дружбу. На занятии «Русская народная игрушка. Украшение матрешки»
Слайд 13Инсценирование сказок и исполнение ролей воспитателями.
Слайд 14Изготовление поделок и организация выставок к праздникам
Слайд 15СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Педсовет подготовили воспитатели: Луканина Л.Г.