Слайд 1Развитие диалогического общения
у дошкольников
Автор: Менщикова Марина Александровна
воспитатель
МКДОУ Детский сад п.
Кедровый
Слайд 2 Мир состоит из разных людей – разных по национальности, религии, образованности,
характеру. Но всем нам суждено жить на одной планете, и, несмотря на наши отличия, мы должны уметь понимать и уважать друг друга.
Каждый человек должен научиться общаться с миром, в котором он живет.
Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками. Умение общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. Общение можно определить как передачу информации и обмен ею.
Первоначальным и основным средством общения является речь. «Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение, и используемые языковые средства» (Р.О. Якобсон). Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога.
Слайд 3Важнейшим способом общения является диалогическая речь, то есть разговор, поддерживаемый собеседниками,
совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. В то же время диалог - не просто бытовой ситуативный разговор (научное понятие диалога не совпадает с житейским), а богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид личностного взаимодействия, содержательное общение.
М. М. Бахтин видит в диалоге суть бытия человека. Внутренним человеком нельзя овладеть, рассматривая его только как объект; к нему нужно подойти, заставить его самого раскрыться лишь путем общения с ним, диалогически. «Два голоса - минимум жизни, минимум бытия». Как это понять? Один человек сам по себе не может существовать: все в нем - язык, сознание, чувства - возникло и живет вследствие и в процессе общения.
Слайд 4Ж. Пиаже выделил в диалоге три взаимосвязанных компонента: инициативное высказывание, ответ
на него и встречная ответная реакция.
Отдельные реплики в диалоге могут быть понятны только в единстве с другими репликами и с учетом ситуации, в которой протекает общение. Это происходит из-за того, что в каждой последующей реплике сокращается все, что известно из предыдущих.
Открывают диалог инициативные реплики, это реплики-стимулы. К ним относятся вопросы, сообщения и побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики-реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.
Слайд 5Реплики имеют различное назначение:
Вопросы, чтобы запросить информацию.
Реплики-ответы, чтобы выдать информацию.
Реплики-сообщения,
чтобы поделиться с собеседником мыслями, чувствами, информацией.
Реакция на сообщение, чтобы выразить положительное или отрицательное отношение к обсуждению.
Реплики-побуждения, чтобы стимулировать собеседника.
Реакция на побуждение — выполнение действия, к которому человека побуждали. Может быть, словесное или молчаливое. либо отказ от выполнения действия.
Сочетание двух взаимосвязанных реплик: реплики, которая начинает диалог (стимул), и ответной реплики (реакции) называется диалогическим единством. Выделяют три вида диалогических единств: «вопрос — ответ», «сообщение — реакция на сообщение», «побуждение — реакция на побуждение».
Слайд 6Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста
состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога — как речевыми, так и социальными.
Учитывая двухсторонний характер речевой деятельности, можно выделить два аспекта этого процесса: во-первых, ребенок учится принимать (воспринимать) разные функциональные единицы диалога, реагировать на выполнение (невыполнение) партнером по общению правил поведения в диалоге, а во-вторых, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора и следовать правилам диалога. Задача взрослого — помочь ребенку усвоить это как можно быстрее.
Слайд 7задачи работы по обучению дошкольников диалогическому общению:
Содействовать развитию умений понимать разнообразные
инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать в социально принятых формах отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения.
Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к действию, совместной деятельности, игре и пр.
Организовывать парное взаимодействие детей в разнообразных видах детской деятельности.
Формировать творческие способности в речевом развитии дошкольников, умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
Воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками.
Слайд 8Диалог предполагает соблюдение главного правила взаимодействия людей: проявлять уважение и внимание
к собеседнику. Его реализация связывается с выполнением общих речевых правил.
правила ведения диалога
соблюдать очередность в разговоре;
выслушивать собеседника, не перебивая;
поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
не говорить с полным ртом;
говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
использовать литературную лексику;
строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника
и чтобы оно было понятно ему.
Слайд 9Дети не умеют длительно поддерживать диалог, соблюдать правила его ведения, недостаточно
инициативны. Существуют недостатки в развитии связной речи. Важен целостный подход к формированию диалогической речи, а не только обучение ответно - вопросной форме. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной позиции, партнерских отношений. С другой стороны, овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи (чистого звукопроизношения, четкой дикции, интонационной выразительности, лексической точности, грамматической грамотности).
Опыт работы по развитию диалогического общения детей говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.
Слайд 10Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку встречи с
ней ежедневны, а методы приобщения к литературным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.
Заимствование готовых диалогических реплик — первый этап использования игр и игровых приемов в процессе развития диалогической речи у детей. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.
Слайд 11На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются
игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.
Слайд 12Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных
из окружающего мира впечатлений, знаний. В играх ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональности, активности, развивающаяся потребность в общении. Играя в сюжетно – ролевые игры, дети активно манипулируют словами, самостоятельно образуя словосочетания, в том числе и такие, которых нет в языке, познавая, как устроен язык, по каким законам изменяются и образуются слова. В сюжетно – ролевой игре дети учатся вести ролевой диалог.
Слайд 13Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия
хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения начинается развитие диалогической речи как подлинной детской коммуникативной самодеятельности. Большую роль в развитии диалогического общения играют игры парами («Снеговики», «Разрезные картинки», «Кактусы», и др.). В этих играх дети учатся соблюдать очередность действий, высказываний. Играя парами, дети учатся рассуждать, проявлять доброжелательность в споре.
Слайд 14Во время игр с мелкими игрушками, конструирования, занятий с мозаикой, когда
дети находятся рядом, каждый занимается своим делом, речь выполняет контактоустанавливающую функцию. Она не преследует цели обмена сложной интеллектуальной информацией, координации совместных действий или достижения общего результата, она направлена, прежде всего на установление и поддержание эмоционального контакта.
Слайд 15Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.
В методике разработано много
дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.
Дидактические игры можно использовать как во время образовательной деятельности («Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок», «Четвертый лишний» и другие) , в совместной деятельности с детьми («Что сначала, а что потом?», «Кто что делает», «Узнай сказку»), так и в самостоятельной деятельности детей.
Игра способствует активизации у детей диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры.
Слайд 16Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и
бесед воспитателя с ними.
Беседа—организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.
В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально нравственного воспитания, развития коммуникативных отношений.