Слайд 1Ранний детский аутизм
Р Д А
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 28
Ионова Наталья Викторовна
Слайд 2Что такое ранний детский аутизм?
Аутизм — особенность психического развития человека, представляет
собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира.
Ранний детский аутизм - это болезнь, психическое расстройство, связанное с нарушениями функций головного мозга, патологическое стремление к одиночеству, нарушение коммуникативной функции. Эти дети не любят обращать внимание на окружающих и словно живут в своём собственном мире. Они не стремятся познавать новое, знакомиться, делиться своими эмоциями. У них стойкие проблемы в общении и социальной адаптации. Считается, что мальчики склоны к этому заболеванию в три раза чаще девочек.
Можно ли вылечить аутизм у детей?
На сегодняшний день этот вопрос остается открытым не только для родителей, но и для специалистов. От аутизма еще не найдено эффективного лекарства или метода лечения.
Но известны методы, которые действительно способны помочь детям в той или иной степени. А при одновременном применении этих методов можно добиться наибольших результатов.
Слайд 3Нейропсихиатр, доктор медицинских наук А.Чуприков
рекомендует совмещать традиционные методы лечения
аутизма
– психологические и медикаментозные, с
альтернативными методами – при помощи дельфинов,
лошадей и собак. Такая комплексная терапия показала
свою эффективность при лечении детей с аутизмом в
странах Европы и США.
Доказано, что пет-терапия (терапия с помощью
животных) улучшает коммуникабельность. Общение с
дельфинами (дельфинотерапия), как и с лошадьми
(иппотерапия), и с собаками (канистерапия), сдвигает
состояние больного ребенка в лучшую сторону.
Слайд 4
Понимая чрезвычайную важность проблемы, 62 сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 2008
году постановила отмечать 2 апреля каждого года "Всемирный день распространения информации об аутизме". В этот день общественные организации всего мира стремятся донести до родителей, специалистов и властей, необходимость повышения уровня информированности, об аутизме, как о тяжелом расстройстве раннего развития ребенка, требующем пристального внимания всего мирового сообщества.
Слайд 5Ученые озабочены тем, что истинные причины расстройства до сих пор не
ясны, реабилитационный процесс требует значительных усилий, а главное - численность детей с аутизмом за последние десять лет выросла во всем мире в десять раз.
Педиатры очень плохо осведомлены об этом
заболевании. Проходят годы, прежде чем ставится правильный диагноз и начинается лечение. Первое обследование у психиатра дети в нашей стране проходят только в три года и только при согласии родителей, а первые признаки аутизма видны гораздо
раньше.
Слайд 6
Большинство аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это заболевание
часто называют «Болезнь гениев», хотя справедливости ради стоит отметить,
что у каждого конкретного аутиста уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс. К слову сказать, в США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» - аутисты.
Слайд 7
Многие выдающиеся личности страдали
различными формами аутизма.
Среди них:
Альберт
Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо
и другие великие люди.
Слайд 8Причины возникновения и развития аутизма по сей день достоверно не известны.
Как наиболее вероятные рассматриваются:
Врожденные биологические факторы, например,
мозговая дисфункция (нарушения развития миндалевидного
тела)
Недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с
гиперразвитием других его областей (изменения в
«миниколонках» – структурно-функциональных единиц мозга).
- Усиленный рост мозга в детстве
- Хромосомные аномалии и нарушения обмена
- Дождливая погода
Слайд 9- предельное, «экстремальное» одиночество ребёнка;
- трудности установления глазного контакта;
стереотипность в поведении;
-
поглощенность однообразными действиями;
- пристрастие к одним и тем же предметам;
- особая характерная задержка и нарушение развития речи;
- раннее проявление указанных расстройств.
Внешние проявления синдрома детского аутизма
Слайд 10Выделить из общей массы ребёнка-аутиста очень просто по характерным стереотипиям. Стереотипии
– это непроизвольные, неосознанные повторяющиеся движения или действия. Они бывают:
двигательные;
речевые;
пространственные;
социальные;
игровые.
Слайд 11- аутизм при различных заболеваниях ЦНС;
- психогенный аутизм;
- аутизм шизофренической
этиологии;
- аутизм при обменных заболеваниях
- аутизм при хромосомной патологии.
(по К.С.Лебединской)
Виды аутизма
Слайд 12На сегодняшний день существует четыре группы раннего детского аутизма. От первой
– наиболее тяжёлой, которая не поддаётся коррекционному воздействию, до четвёртой – при которой дети вполне успешно адаптируются в социум.
Группы РДА
Слайд 13- Глухота, слепота
- Умственная отсталость
- Моторная и сенсорная алалии (отсутствии речи
при нормальном слухе и сохранном интелекте; моторная алалия - невозможность говорить, сенсорная - непонимание речи)
- Шизофрения
- Нарушения общения
ОТ ЧЕГО СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ
Слайд 14увести ребенка-аутиста от примитивной,
однообразной деятельности и становление
направленной деятельности;
перевести его от
пассивного к осознанному
овладению режимными моментами и навыками;
постепенно переводить ребёнка от индивидуальных занятий к групповым.
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – социализировать
ребёнка-аутиста.
Задачи коррекционного воздействия
Слайд 15Коррекционная работа с
детьми-аутистами очень сложна. НИКОГДА невозможно дать прогноз даже
по динамике. Следует помнить, что аутизм НЕ ЛЕЧИТСЯ. В успешных случаях РДА поддаётся лишь коррекции. А будет она максимальной или минимальной спрогнозировать НЕВОЗМОЖНО. Одной из наиболее успешно зарекомендовавших себя методикой является методика музыкальной терапии для детей с аутизмом Джульетты Алвин.
Коррекционная работа с
детьми-аутистами очень сложна. НИКОГДА невозможно дать прогноз даже по динамике. Следует помнить, что аутизм НЕ ЛЕЧИТСЯ. В успешных случаях РДА поддаётся лишь коррекции. А будет она максимальной или минимальной спрогнозировать НЕВОЗМОЖНО. Одной из наиболее успешно зарекомендовавших себя методикой является методика музыкальной терапии для детей с аутизмом Джульетты Алвин.
Суть методики заключается в стимуляции мозга классической музыкой, в результате чего активизируются связи между нервными клетками и предотвращается их дальнейшая деградация.
Слайд 16Эффект от применения музыкальной
терапии
усматривают в следующем:
У ребёнка
происходит эмоциональная
разрядка, вследствии чего
облегчается ситуация взаимодействия с
ним. Становится проще регуляция
его эмоционального состояния,а следовательно
повышается доступность для сознательных
переживаний. При соблюдении таких условий создаются
основы коммуникативных навыков, творческого
воображения и фантазии, происходит содействие
самовыражению и саморазвитию, облегчаются
возможности усвоения больным ребёнком новых
отношений и наставлений.
Слайд 17В чем же заключена успешность применения музыки на занятиях с детьми
с РДА?
Всё довольно просто.
Как известно, одной из главных проблем при налаживании взаимодействия с аутичными ребенком есть отсутствие его внимания, пребывание на "своей волне". Особенно подобранная музыка привлекает внимание и организовывает относительную устойчивость процесса восприятия ребенка.
Кроме того, обнаружена большая приверженность аутистов в отношении к предметам, чем к людям, что обуславливает эффективность налаживания диалога
с ними опосредованно, например, через музыкальные инструменты. Ребёнок думает, что общается с инструментом, в то время как, на самом деле, педагогом ведётся коррекционная работа.
Слайд 18ВАЖНО соблюдать ПРИНЦИПЫ построения занятий:
начинать и заканчивать занятия спокойной негромкой
музыкой; на протяжении занятия отслеживать эмоциональное состояние каждого ребенка с РДА и соответственно корректировать интенсивность занятия;
постепенно усложнять материал. Занятия методики построены от простого к сложному.
соблюдать определенные «ритуалы» при работе с детьми с РДА. Например, «Приветствие, прощание как ритуал».
Для того, чтобы дети занимались эффективно, занятия необходимо проводить с удовольствием и энтузиазмом, только тогда можно захватить своим настроением детей. Проводить занятия по музыкальной терапии может коррекционный педагог или психолог, который ориентируется в музыкальной культуре, имеет музыкальные способности.
Слайд 19Коллекция инструментов, необходимая для занятий
трещетки
Слайд 20Губная гармошка
простейшая гитара
удивительный набор
звучащих фруктов
Слайд 21Сонаты Моцарта лечат аутизм
Турецкие ученые внесли свой вклад в исследования и
установили, что для разных болезней эффективна разная музыка. В частности, сонаты Моцарта помогают тем, кто страдает от аутизма. Они убеждены, что музыка Моцарта помогает больным аутизмом. В Стамбуле создан специальный "Слушательский центр Томати". Назвали его в честь французского медика Альфреда Томати, который первым предложил лечить музыкой. Сначала такую "скорую музыкальную" помощь оказывали во время второй мировой войны пилотам, которые из-за частых стрессов и шумных моторов начинали терять слух. Результаты терапии были впечатляющими. Дальнейшие эксперименты доказали, что прослушиванием музыки можно лечить не только глухоту, но и психические заболевания.
Слайд 22Источник:
Джульетта Алвин, Эриел Уорик / Издательство: Теревинф, 2006 г.
httphttp://http://www.sunnycircle.org/content/metodika-muzykalnoi-terapii-dlya-detei-s-autizmom
http://festival.1september.ru/articles/312514/
http://www.medkrug.ru/community/show_thread/86?thread=13909
httphttp://http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/97135/
Alvin%2C_UorikAlvin%2C_Uorik_-_Muzykal'naya_terapiya_dlya_deteii_s_autizmom.html