Слайд 1Работа с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении
Презентацию подготовила:
Педагог-психолог
МДОУ
№ 126
Сивиринова Т.А.
Г.Комсомольск-на-Амуре, 2013 год
Слайд 2В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных
направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства.
Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания.
Слайд 3Под одаренностью понимают:
Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности
(психологический словарь).
Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению (психологический словарь).
Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей (психологический словарь).
Одаренный – то же, что и талантливый – обладающий врожденными качествами, особыми природными способностями (С.И.Ожегов)
Слайд 4Под понятием «одаренный ребенок» понимают:
Обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и
достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.
В более широком значении: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества.
Слайд 5Выделяют различные виды одаренности:
интеллектуальная
творческая
академическая
художественно-изобразительная
музыкальная
литературная
артистическая
техническая
лидерская
спортивная или психомоторная
Слайд 6Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.
Одаренность, проходя в своем развитии ряд этапов, проявляется в психике конкретного ребенка в разной степени и форме.
Слайд 7Как психическая реальность она может рассматриваться в виде:
психического процесса, который:
дает возможность
пробовать себя в разных видах деятельности;
обусловливает появление избирательного интереса и эмоциональной включенности в деятельность;
при создании благоприятных условий в перспективе может развиться в одаренность
психического состояния, которое:
возникает достаточно часто в определенном виде деятельности, закрепляется, становится ярким;
стимулирует желание постоянно искать и создавать ситуации для его переживания
личностной черты, свойства, которые:
превратили желание, интерес в единственный смысл жизни;
стали яркой потребностью творчества в любых ситуациях, любой деятельности.
Слайд 8Условия развития одаренности:
внутренние
Высокий уровень познавательной активности и познавательной потребности
внешние
Среда, в которой
развивается ребёнок
Педагогическая поддержка
Слайд 9Одаренную личность отличают некоторые особенности познавательного развития, такие как:
Любознательность
Сверхчувствительность к проблемам
(способность удивляться)
Стремление к постоянному углублению в проблему
Высокий уровень развития логического мышления
Повышенный интерес к дивергентным задачам
Оригинальность и гибкость мышления
Легкость генерирования идей
Легкость ассоциирования
Способность к прогнозированию
Высокая концентрация внимания
Отличная память
Широта склонностей и интересов
Стремление к самоактуализации (раскрыть свой внутренний потенциал)
Перфекционизм (стремление все делать наилучшим образом)
Самостоятельность
Социальная автономность (одиночество, неприязнь к традиционному обучению)
Эгоцентризм (искреннее непонимание того, почему то, что легко и доступно для него, не понятно окружающим)
Эмоциональная уязвимость и радость творчества
Творческое восприятие случайностей
Юмор
Слайд 10Подход к одаренности, как становящейся психической реальности смещает акцент практической работы
с одаренными детьми к созданию условий развивающей среды, которая способствовала бы раскрытию и оптимальному проявлению природы психики ребенка.
Слайд 11
Дети с процессуальным уровнем развития одаренности нуждаются в таком типе образовательной
среды, которая служила бы «средством раскрытия и развития природных задатков». Ее черты:
ориентированность на сенсорно-перцептивную сферу ребенка;
максимальная вариативность, разнообразие (от поделок руками до сочинения сказок и т. д.)
способность вызывать любопытство, а далее - интерес- предоставление возможности и условий каждому ребенку попробовать себя в максимальном количестве видов деятельности (в образовательном процессе, кружках, школах искусств и т. д.).
Слайд 12Дети с одаренностью на уровне психического состояния нуждаются в таком типе
образовательной среды, которая служила бы «средством, дающим возможность более частого проживания состояния творческого акта». Такая среда должна:
во внешнем плане - способствовать обучению операционной деятельности;
в плане содержания - быть насыщенной ситуациями, стимулирующими творческую активность;
поддерживать развитие творческого мышления;
способствовать «проживанию состояния успеха».
Слайд 13Дети с личностным уровнем одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды,
которая служила бы «средством личностного становления и самоутверждения». Ее черты:
напряженность, максимальная насыщенность по предметному содержанию и нравственно-этическим ценностям;
должна быть средством удовлетворения потребности в выполнении интересующей деятельности, а также средством личностного становления в ней и самоутверждения;
формы работы - от индивидуальной до специальных классов и специальных школ;
обеспечение условий для участия ребенка в состязаниях, конкурсах, олимпиадах и т. д.
Важно, чтобы ребенок видел, что не один он увлечен определенной деятельностью, и имел возможность реализовать свои личные устремления.
Слайд 14Педагогические условия развития одаренных детей:
Личностная педагогическая поддержка: помощь
в самопознание как необходимое условие регулирование деятельности ребёнка.
Поддержка эмоциональных переживаний, реакций ребенка.
Когнитивная поддержка: развитие интеллектуальной сферы одаренного ребенка.
Организация среды: создание ориентационного поля развития, обогащение среды, возбуждение в ребенке интереса как фактора стимулирования его активности.
Слайд 15Личностные проблемы одаренных детей:
Наличие преувеличенных страхов
Развитая система личных ценностей (неумение выслушать
собеседника до конца, стремление всегда и везде продемонстрировать свои знания, привычка исправлять других, высмеивание окружающих, стремление постоянно защищаться от окружающих и др.)
Неприязнь к детскому саду, школе
Погружение в философские проблемы
Перфекционизм
Ощущение собственной неполноценности (эффект «белой вороны»)
Сверхчувствительность и болезненность переживаний
Нереалистические цели
Нетерпимость
Слайд 16Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики.
Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными); она может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических) способностей.
Важно, чтобы каждый ребенок нашел свое место в этой среде, был значим и успешен в том или ином виде деятельности, мог развиваться в соответствии со своими реальными возможностями и потребностями, поэтому особое внимание должно уделяться не только оптимизации образовательной среды через совершенствование образовательного процесса, но и обеспечению психологического здоровья детей. Это возможно лишь при условии создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении по развитию детской одаренности.