Презентация, доклад Работа по адаптированным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья

Содержание

Нормативная база «….Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида….» «…Создать условия для детей с ограниченными

Слайд 1
«Равный доступ детей к качественному образованию: от интеграции – к

инклюзии»


Работа по адаптированным программам
для детей с ограниченными возможностями здоровья

Учитель начальных классов Солоницкая Е.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
городского округа город Мантурово Костромской области

«Равный доступ детей к качественному образованию: от интеграции – к инклюзии»Работа по адаптированным программам для детей

Слайд 2Нормативная база
«….Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида….»

«…Создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении…» Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 распространяются на все общеобразовательные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.





Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации» Глава 11. Статья 79.

СанПиН 2.4.1.3049-13", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26


Согласно статье 24 Конвенции (п. 1, 2) при реализации права инвалида на образование государства-участники обеспечивают, чтобы:
инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды  — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;
инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;
инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.
В целом эти требования Конвенции отражены в новом законе - ФЗ «Об образовании» (принят в 2012 г., вводится в действие с 01.09.2013)

Нормативная база «….Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной

Слайд 3– Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее

недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Введен статус, подтверждающийся психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) и требующий создания специальных условий получения образования.

– Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В законе содержится гарантия государства по обеспечению образования любого ребенка, в т. ч. имеющего особые образовательные потребности.

«Ребёнок с дефектом не есть непременно дефективный ребёнок». Л.С. Выготский

– Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом

Слайд 4Целая статья 79 посвящена образованию лиц с ОВЗ.
Они обучаются по

адаптированная образовательной программе (АОП), предусматривающей создание специальных условий, включающих в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Ребенок с ОВЗ может обучаться как совместно с обычными сверстниками, так и в отдельных организациях (группах, классах). Специальные (коррекционные) учреждения должны быть постепенно переименованы в общеобразовательные. При этом речь не идет о ликвидации специальных (коррекционных) образовательных организаций. Общая направленность нового закона: специальное образование не обязательно должно организационно выделяться путем создания спецшкол. Организация специального образования (отдельные ли школы, которые будут обучать по адаптированным программам, или отдельные классы в обычной школе, иное) – зависит от особенностей региона.

Целая статья 79 посвящена образованию лиц с ОВЗ. Они обучаются по адаптированная образовательной программе (АОП), предусматривающей создание

Слайд 10

Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических принципах, которые необходимо соблюдать при

планировании и организации уроков.
Принцип – руководящая идея, основное правило деятельности.
Принцип педагогического оптимизма.
Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети.
Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться.
2. Принцип ранней педагогической помощи. Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.
3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.
4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.

Дидактические принципы

Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических принципах, которые необходимо соблюдать при планировании и организации уроков.Принцип – руководящая

Слайд 115. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.

Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения.
6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. В специальном образовании распространена коллективная предметно-практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами», «подгруппами»), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.
7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений.
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства. Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка и требует постоянного и терпеливого руководства со стороны педагогов.
5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Свои специфические проблемы в развитии речи,

Слайд 12Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с

ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей

Слайд 13Структура индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида (основные

компоненты)

Титульный лист

Пояснительная записка

Индивидуальный учебный план

Содержание программы

Воспитательный компонент

Коррекционный компонент

Образовательный компонент

Заключение и рекомендации





Мониторинг достижений обучающегося



Структура индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида (основные компоненты)Титульный листПояснительная запискаИндивидуальный учебный планСодержание программыВоспитательный

Слайд 14
наименование учреждения;
назначение программы;
срок реализации;
адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год

обучения);
гриф утверждения руководителем;
согласование с родителями

Титульный лист

наименование учреждения; назначение программы; срок реализации;адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения);гриф утверждения руководителем;согласование с родителями Титульный

Слайд 15


Пояснительная записка
сведения о ребенке: возраст, класс, социальное окружение, интересы;
диагноз;
психолого-педагогическая характеристика ребенка;
данные

углубленной диагностики различных сфер развития ребенка;
структура индивидуальной образовательной программы, её
цель и задачи;
основные общеобразовательные и парциальные программы, на основании которых разработана ИОП;
обоснованность и варьирование используемых программ;
перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др. (при необходимости)
Пояснительная запискасведения о ребенке: возраст, класс, социальное окружение, интересы;диагноз;психолого-педагогическая характеристика ребенка;данные углубленной диагностики различных сфер развития ребенка;структура

Слайд 16


Индивидуальный учебный план
варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем,

разделов (при необходимости)
Индивидуальный учебный планварьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов (при необходимости)

Слайд 17


Содержание программы
Образовательный компонент
Индивидуальный образовательный план
Задачи по предметным областям
Критерии оценивания

достижений по образовательным областям
Календарно-тематическое планирование;

Коррекционный компонент
Индивидуальный маршрут развития ребёнка, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы специалистов сопровождения ( учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимися, её приёмы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям.

Социализация (воспитательный компонент), содержащий раздел классного руководителя
Условия взаимодействия учителей и специалистов с ребёнком с ОВЗ или ребёнком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения
внеклассная и внеурочная деятельность;
мероприятия, направленные на социализацию ребёнка.



Содержание программы Образовательный компонентИндивидуальный образовательный план Задачи по предметным областямКритерии оценивания достижений по образовательным областямКалендарно-тематическое планирование;Коррекционный компонентИндивидуальный

Слайд 18Мониторинг достижений обучающегося
сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей

психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций
(динамика развития ребёнка, оценка результатов обучения и социализации)
Мониторинг достижений обучающегося сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и

Слайд 19

обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики;
заключение о реализации ИОП

в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года


Заключение и рекомендации

обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики;заключение о реализации ИОП в целом при обсуждении данного вопроса

Слайд 22Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения областной или районной ПМПК

при совпадении желания родителей (законных представителей) и наличии в учреждении необходимых условий, включающих кадровое обеспечение специалистами, имеющими право на ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционно-развивающего обучения, службу сопровождения, учебно-методическое обеспечение и развитую материально-техническую базу.
Внутри учреждения всем ходом инклюзивного образования руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов школьников, если в этом возникает необходимость. Члены консилиума рекомендуют прохождение дополнительной диагностики (при ее необходимости или для уточнения индивидуального образовательного маршрута), посещение дополнительных занятий, контролируют результативность обучения и психолого-медико-педагогического сопровождения.
Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относится к имеющимся между детьми различиям. Только принимая ребенка как личность, можно воспитать и развить в нем положительные личностные качества.
Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических принципах, которые необходимо соблюдать при планировании и организации уроков.

Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения областной или районной ПМПК при совпадении желания родителей (законных представителей)

Слайд 23
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть