Слайд 1Итоговая аттестационная работа
«Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как
одного из принципов системно-деятельностного подхода»
Подготовила:
Просветова Елена Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ СШ №1 им.Героя Советского Союза
Кузнецова Н.А. г.Чаплыгин Липецкой области
Слайд 2 Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и
уют.
Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Слайд 3Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса,
создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Слайд 4Группы факторов, составляющих окружение школьника:
- психолого-педагогические факторы
(личность учителя, сложность учебной
программы,
возможности ребенка усвоить эту программу);
- социальные
(статус в классе, отношения с другими учениками
вне класса и т.д.);
- физические
(школьное пространство, включая обстановку,
освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)
Слайд 5Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:
Слайд 6У учителей факторами возникновения дискомфорта выступают:
Слайд 7Критерии психологического комфорта урока:
Отсутствие усталости у детей и учителя.
Положительный эмоциональный настрой.
Удовлетворение
от сделанной работы.
Желание продолжать работу.
Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.
Слайд 9Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:
Учитель должен входить в класс
с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель.
Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.
Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
Слайд 10Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:
Учитель должен входить в класс
с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель.
Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.
Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)
Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
Слайд 11Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил
домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания.
Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы.
Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.
Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников.
Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.
Обращайтесь за помощью к самим ученикам.
Слайд 12Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью следующих операций:
Установление личных контактов.
Подбадривающее, одобрительное
отношение.
Этическое благородное поведение или позиция сотрудничества, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого.
Предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы.
Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств.
Слайд 13Живой уголок
(активно используется для психологической разгрузки)
Слайд 14Заповеди учителя
Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
Не навреди! Ищи в
детях хорошее.
Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
Не приписывай успех себе, а вину ученику.
Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
На уроке создавай ситуацию успеха.
Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
Оценивай поступок, а не личность.
Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.