Слайд 1Подготовила:
Педагог-психолог
Псарева Н.М.
МБДОУ д/с № 3
Воронеж 2015
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИГРУШКИ:
ОТ ИСТОРИИ ДО НАШИХ
ДНЕЙ
Слайд 2…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться
самым разнообразным образом…
К. Д. Ушинский
Слайд 3 Игрушка (в узком смысле) - предмет для
развития и воспитания,
средство диагностики психического состояния и личностного развития, коррекции и реабилитации.
Слайд 4Игрушка (в широком смысле)
- спутник жизни ребенка, источник его радости.
Слайд 5История игрушки
Игрушки известны человечеству с глубокой древности
(3000-1500 г. до н.э.).
Слайд 6Египет
Древний Рим и Древняя Греция
Древняя Русь
Слайд 7Научно-технический прогресс повлиял на детские игрушки
Ремесленное (самодельное) создание игрушек сменилось целой
индустрией игрушек с массовым производством
Слайд 8Американский психолог Г.Лэндрет: игрушка - средство развития психики ребенка, оказывающая психотерапевтическое
воздействие
Слайд 9Три класса игрушек:
(Г. Лэндрет)
Слайд 10 Первый класс
представляют игрушки, которые помогают непосредственно выражать гнев, страх, соперничество
с братьями или сестрами: различные куклы, в том числе куклы с «пустым», неразрисованным лицом,
которые могут изображать
членов реальной или
воображаемой семьи
ребенка; машины
различного вида, лодка.
Слайд 11Эти игрушки особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка,
так как с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств.
Слайд 12Второй класс – игрушки, помогающие отреагировать агрессию. К этой группе относятся
ружья и резиновый нож, крокодил, куклы «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т.п., то есть
игрушки, при помощи
которых ребенок может
выразить гнев,
враждебность и
фрустрацию.
Слайд 13Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет глину, которую можно
мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски.
Слайд 14Третий класс - игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К
этой группе относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют структуры и могут
превратиться по
желанию ребенка во
что угодно,
возможности здесь
безграничны.
Слайд 15Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из них можно
строить - все это дает возможность почувствовать ему, что не существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда может быть уверен в
успехе. Это особенно
полезно для
застенчивых или
замкнутых детей.
Слайд 17Виды игрушек
1) реалистические игрушки (точные копии настоящих предметов);
2) прототипические игрушки (имитирующие
реальные предметы особым образом - через яркое обозначение и даже преувеличение основных деталей, связанных со специфическими функциями этого предмета, и игнорирование его второстепенных деталей);
Слайд 18 3) полифункциональные предметы, не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики),
которые
могут
выступать как
заместители
разных реальных
предметов.
Слайд 21Игрушки для идентификации
в ролевой игре
Слайд 23Агрессивные игрушки,
способствующие канализации
агрессии
Слайд 24
Агрессивные игрушки для
символизации негативных чувств
Слайд 29- Провоцировать ребенка на агрессивные действия;
- Вызывать у него проявление
жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать, как играющие партнёры (сверстники, взрослые), так и сама игрушка;
Слайд 30- Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- Вызывать
нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребёнка.
- Провоцировать ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
Слайд 31Остроумностью образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень);
Многовариативностью;
Открытостью (возможность придумывать новые задания);
Разнообразием по уровню сложности;
Возможностью применения группой детей;
Использованием различных фактур.
Слайд 32- Полифункциональностью, обеспечивающей гибкое использование игрушки в соответствии с замыслом ребёнка,
сюжетом игры в разных функциях;
- Возможностью применения в совместной деятельности, т.е. пригодность игрушки к использованию в коллективных видах деятельности (в том числе и с участием взрослого), способностью инициировать совместные действия;
Слайд 33- Дидактической ценностью, обеспечивающей возможность использования игрушки в качестве средства обучения
ребёнка.
- Эстетической ценностью, позволяющей использовать игрушку как средство художественно-эстетического развития ребёнка, приобщающая его к миру искусства.
Слайд 34ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Слайд 37
Каруселька-мобиль
Развивающий коврик
Слайд 38
Бумага
Книги с плотными
страницами
Слайд 47Выбираем куклу
У куклы, подходящей для игр ребенку есть несколько признаков:
1. Детская
внешность, не слишком ярко и подробно прорисованная;
2. Телесные признаки пола отсутствуют;
3. Волосы прочно держатся, и их можно расчесывать;
4. Материал, из которого кукла сделана, желательно натурального происхождения, мягкий и приятный на ощупь;
5. Куклу можно переодевать и переобувать без расчленения тела.
Слайд 48
Куклы
- традиционные куклы
- характерная кукла
Слайд 49- герои народных и авторских сказок
Слайд 57Технические игрушки
- технико-сюжетные,
- конструкторы, строительные наборы;
- полуфабрикаты для
конструирования и технического
изобретательства.
Слайд 58Игрушки, способствующие развитию движений
Слайд 6292 детали
самого что ни на есть настоящего дьявола
Слайд 64Игрушки -важный фактор в психическом развитии ребенка.
Начиная с Древних времен
они изменились. В основу этого изменения заложены новые материалы и технологии изготовления. Неизменным остается тот факт, что дети любили и любят с ними играть на протяжении всей истории человечества.
Заключение