Слайд 1Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Выполнила :Барсукова Н.В., учитель начальных классов
МОУ
СШ №2 п.Селижарово
Слайд 2 Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют
нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов.
Слайд 3
Младший школьный
возраст
(от 6 до 11 лет)
Поступление
в школу
Слайд 4 Младший школьный возраст –
возраст
спокойного и равномерного физического развития
Увеличение
роста и веса,
выносливости,
жизненной ёмкости
лёгких
Костная система
в стадии
формирования
Функциональное
совершенствование
мозга
Слайд 5Объективная психологическая готовность
к обучению в школе
Внимание относительно длительно и
устойчиво
Память достаточно развита
Острота и свежесть восприятия
Любознательность
Яркость воображения
Речь довольно развита
Слайд 6Субъективная психологическая готовность
к обучению в школе
желание и стремление учиться в
школе
своеобразная готовность,
к новым формам взаимоотношений со взрослыми
Слайд 7Требования всё время нарастают,
и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается
к необходимому уровню.
С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте.
Постоянно
растущие требования,
которые предъявляются
учебной работой и коллективом
к личности ребёнка,
к его вниманию,
памяти, мышлению
Слайд 8Основная деятельность
младшего школьника
учение
приобретение
новых знаний,
умений и навыков
накопление
систематических
сведений об
окружающем мире,
природе и обществе
Слайд 9 Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение
к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение - труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению.
Слайд 10Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль,
что учение - не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного.
Слайд 11Учебная деятельность в начальных классах
стимулирует, прежде всего,
развитие психических
процессов непосредственного познания
окружающего мира – ощущений и восприятия.
В процессе обучения происходит перестройка восприятия. Оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности.
В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Слайд 12Возрастные особенности внимания
Слабость произвольного внимания (Произвольное внимание младшего школьника требует близкой
мотивации).
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание
(Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны).
Слайд 13Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Так,
у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя.
Слайд 14Возрастные особенности памяти
Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.
Развивается
возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.
Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.
Склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Слайд 15Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не
просто "зазубривать". Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен. Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент дружеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звёздочку в тетради, хорошую отметку.
Слайд 16Возрастные особенности развития воображения
Совершенствование воссоздающего воображения.
Развивается творческое воображение как
создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации.
Слайд 17Возрастные особенности мышления
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней
стороны явлений к познанию их сущности.
Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений.
Появляется возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Слайд 18Развитие личности младшего школьника
Зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми.
Сильно подвержено внешнему влиянию.
Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения.
Начинает формироваться общественная направленность личности.
Слайд 19Характер младших школьников
Младшие школьники импульсивны. (Склонны незамедлительно действовать под влиянием
непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам).
Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Слайд 20Возрастные особенности воли
Общая недостаточность воли.
Наблюдается капризность, упрямство -
своеобразная форма
протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
(Причина – недостатки семейного воспитания)
Слайд 21Эмоциональность младших школьников
Младшие школьники очень эмоциональны.
Во-первых: всё, что дети
наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
Во-вторых: они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.
В-третьих: большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.
С годами всё больше развивается
способность регулировать свои чувства,
сдерживать их нежелательные проявления.
Слайд 22Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Слайд 23
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он в какой-то
момент развития проходит через кризис. Это период рождения социального "Я".
Детей смущают потребности в том, чтобы занять новое, более "взрослое" положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих.
Слайд 24
И, как ни странно, это не обязательно учеба в школе. Это могут
быть и помощь родителям по дому, и в их работе, и занятия спортом, и самостоятельный уход за домашними животными. Появляется новый уровень самосознания - осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.
Слайд 25
Очень часто притязания родителей ребенка не совпадают с развитием ребенка, с
его реальными психологическими возможностями. В этом случае внутриличностные проблемы ребенка обостряются. Иногда это приводит к невротическим нарушениям личности ребенка. Чтобы понять и предотвратить негативные последствия проводится работа с родителями.
Слайд 26 Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности
и являются во многом определяющими для последующих лет обучения.
Слайд 27К концу
младшего школьного возраста
ребёнок должен
хотеть учиться,
уметь учиться
Слайд 28Основная задача взрослых в работе
с детьми младшего школьного возраста —
создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей
с учётом индивидуальности каждого ребёнка.