Презентация, доклад Психологические основы чтения

Содержание

Процесс ЧТЕНИЯПАМЯТЬВНИМАНИЕМЫШЛЕНИЕСМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕПРАВИЛЬНОСТЬБЕГЛОСТЬОСОЗНАННОСТЬВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
КГ КОУ Школа 4, г.Амурск
Педагог--психолог: Никоненко

Н.П
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ КГ КОУ Школа 4, г.АмурскПедагог--психолог: Никоненко Н.П

Слайд 2Процесс ЧТЕНИЯ
ПАМЯТЬ
ВНИМАНИЕ
МЫШЛЕНИЕ
СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ПРАВИЛЬНОСТЬ
БЕГЛОСТЬ
ОСОЗНАННОСТЬ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Процесс ЧТЕНИЯПАМЯТЬВНИМАНИЕМЫШЛЕНИЕСМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕПРАВИЛЬНОСТЬБЕГЛОСТЬОСОЗНАННОСТЬВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 3ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
основы процесса чтения

Это совместная работа трех различных анализаторов (подсистема центральной

нервной системы, обеспечивающая прием и первичный анализ информации. Периферийная часть анализатора- рецептор, центральная часть анализатора- мозг.

речеслуховой (акустический) система восприятия устной, вокальной и письменной речи
речедвигательный ( восприятие и анализ информации от органов речи)
зрительный (оптический), обеспечивающий зрительное восприятие и анализ

Необходимое условие для осуществления процесса чтения- движение глаз. Стратегия чтения заключается в забегании вперед (антипация) и возвращения назад (регрессия), которые обеспечиваются сложными движениями глаз.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ основы процесса чтенияЭто совместная работа трех различных анализаторов (подсистема центральной нервной системы, обеспечивающая прием и первичный

Слайд 4


ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ
Чтение – воссоздание звуковой формы слова на основе

его графического изображения.
По психофизиологической структуре чтение противоположно письму. Если в письме мы исходим из замысла, выражая смысл в виде буквенных знаков, то при чтении – от восприятия букв переходим к смыслу. Овладение и письмом и чтением происходит по аналитико-синтетическому принципу.
В письме преобладает процесс анализа, а при чтении- синтеза.
Единицей чтения является слово.
Буквы выполняют роль ориентиров в нем.
В процессе чтения глаз воспринимает
не все буквы, а лишь доминирующие,
несущие наибольшее
количество информации о слове.

Основная задача чтения –
понимание письменного сообщения.







ПРОЦЕСС  ЧТЕНИЯ Чтение – воссоздание звуковой формы слова на основе его графического изображения.

Слайд 5Процесс чтения
состоит из серии отдельных операций:

опознание буквы в ее

связи с фонемой
( звуко-буквенные связи);
слияние нескольких букв в слоги (слогослияние)
слияние нескольких слогов в слово ;
интеграция (объединение нескольких слов в законченную фразу).
Овладение процессом чтения
происходит поэтапно:
АНАЛИТИЧЕСКИЙ (буква, слог)
Овладение звуко-буквенными обозначениями;
послоговое чтение;
СИНТЕТИЧЕСКИЙ (слово)
ступень становления синтетических приемов чтения;
ступень синтетического чтения.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ (синтагма, предложение)


Процесс чтения состоит из серии отдельных операций: опознание буквы в ее связи с фонемой ( звуко-буквенные связи);

Слайд 7Технический компонент чтения
(техника чтения):
Способ чтения
темп чтения


динамика (увеличение скорости) чтения
правильность чтения




Смысловой компонент чтения:
выразительность
понимание прочитанного

Технический компонент чтения (техника чтения):Способ чтениятемп чтения       динамика (увеличение скорости) чтения

Слайд 8ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ ЗАТРУДНЯЮТ ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ:






Отсутствие внимания при чтении;
недостаточное развитие фонематического анализа и синтеза;
недостаточная сформированность зрительного восприятия и пространственных представлений;
несформмированность фонематических представлений о морфологическом составе слова;
несформированность лексико-грамматических обобщений;
ограниченный словарный запас (трудно «предугадать» незнакомое слово);
внешняя артикуляция
(проговаривание) – необходима на
начальном этапе обучения чтению,
но в последующем,
замедляет процесс чтения
и смысловое восприятие.







ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ ЗАТРУДНЯЮТ ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ:

Слайд 9 Затруднения артикуляции, влияющие на темпоритмические характеристики громкого чтения. По этой

причине при чтении, буквы близкие по артилякуционным признакам «смешиваются», что приводит к непониманию прочитанного.
Неразвитые процессы антиципации (предвосхищения прочитанного).
«механическое» чтение (быстрый темп чтения при плохом восприятии прочитанного)
Несформированные в полной мере ассоциативное мышление и воссоздающее воображение.






ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО

Затруднения артикуляции, влияющие на темпоритмические характеристики громкого чтения. По этой причине при чтении, буквы близкие по

Слайд 10СПОСОБСТВУЕТ УСПЕШНОМУ ПОНИМАНИЮ ПРОЧИТАННОГО
Понимание значений практически всех слов, которые употребляются

в тексте, причем как в прямом, так и в переносном смысле.
Достаточный, соответственно возрасту словарный запас.
Умение грамотно строить правильные грамматические конструкции, уяснения смысловой связи между предложениями;
Умение подбирать синонимы при передаче основного смысла всего содержания прочитанного.
Уровень развития речи. Осознанность чтения , определяется не только технической стороной навыка (тем способом, каким читает ребенок), но и уровнем развития речи. Это в полной мере обоюдный процесс: чем больше читает и познает ребенок, тем лучше развивается и его речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легче понимание и тем глубже осознание прочитанного.
СПОСОБСТВУЕТ УСПЕШНОМУ ПОНИМАНИЮ ПРОЧИТАННОГО Понимание значений практически всех слов, которые употребляются в тексте, причем как в прямом,

Слайд 11УСПЕШНОЕ ЧТЕНИЕ
ВОСПРИЯТИЕ СЛОВ
ОЦЕНКА ПРОЧИТАННОГО
ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЧИТАННОГО

УСПЕШНОЕ ЧТЕНИЕВОСПРИЯТИЕ СЛОВОЦЕНКА ПРОЧИТАННОГОПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЧИТАННОГО

Слайд 12ПРОЧИТАЙТЕ,
Пожалуйста, данный текст.

ПРОЧИТАЙТЕ, Пожалуйста, данный текст.

Слайд 14ИНТЕРЕС
и ЛЮБОВЬ
к чтению
Возникает в том случае, когда читатель

свободно владеет осознанным чтением
ИНТЕРЕС и ЛЮБОВЬ к чтениюВозникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением

Слайд 15ЧТО ПОМОГАЕТ УЧЕНИКУ ЛУЧШЕ
ОСОЗНАННАТЬ ПРОЧИТАННОЕ?
(работа с текстом)

Исключить простой пересказ

(можно использовать пересказ в «разбивку»;
Задавать простые вопросы, по тексту;
Обсуждать прочитанное;
Выделять главную мысль (своими словами);
Вопросы к тексту прочитывать заранее;
Придумывать свое название небольшим текстам или абзацу.



ЧТО ПОМОГАЕТ УЧЕНИКУ ЛУЧШЕ ОСОЗНАННАТЬ ПРОЧИТАННОЕ?(работа с текстом) Исключить простой пересказ (можно использовать пересказ в «разбивку»; Задавать

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть