Слайд 1Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство
Фольман Т.И., учитель 3-А класса
Слайд 2Профессиональная компетентность -
совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для
успешной педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Слайд 3Составляющие профессиональной компетентности:
интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной
деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;
рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Слайд 4Ядро профессионализма составляют профессиональные знания и умения:
Профессиональные знания - это сведения
из педагогики, теории и методики педагогической деятельности, психологии и других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных Государственным стандартом соответствующего образования.
Методические
Знание основ методики обучения и воспитания, форм, методов и технологий педагогической работы с разными категориями детей и подростков; знание практических основ прогнозирования, проектирования, моделирования педагогической деятельности.
Прикладные
Знание способов, приемов, видов педагогической помощи детям, семьям, имеющим особые проблемы; знание образовательно-воспитательных, оздоровительных, культурно-досуговых форм педагогической деятельности.
Слайд 5Профессиональные умения педагога отражают общепедагогические умения и специфику его профессиональной деятельности:
Коммуникативные
умения.
Прикладные умения.
Организаторские умения.
Педагогические умения.
Умения саморегуляции.
Слайд 6В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессионально-педагогической деятельности.
Репродуктивный уровень деятельности, характеризующийся тем, что человек может сообщить другим знания, которыми владеет сам.
Адаптивный уровень - новый уровень знаний и умений, включающий в себя не только знание предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания.
Уровень локально моделирующий знания, характеризующийся тем, что педагог умеет не только передавать знания, транслировать их применительно к аудитории, но и конструировать их.
Уровень системно моделирующий знания, отличающийся тем, что педагог владеет стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом.
Уровень системно моделирующий творчество означает, что педагог владеет стратегией превращения своего предмета в средство формирования творческой личности, способной к развитию.
Слайд 7Профессиональная компетентность
педагога - это сформированность в его труде различных сторон педагогической
деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога, на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Слайд 8Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть:
постоянно
действующий обучающий семинар по вопросам введения ГОС НОО ;
организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в МОУ;
организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;
мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;
самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);
прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;
желание педагога познавать и самореализовываться.
Слайд 9Педагогическое мастерство
- высокая и постоянно совершенствуемая степень овладения определёнными видами
деятельности и формирование мастерства - задача первостепенной важности в любой области человеческой деятельности.
Слайд 10Педагогическое мастерство
включают следующие компоненты:
Психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
Профессиональные способности;
Педагогическую технику;
Определенные качества личности,
необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
Слайд 11В современных условиях педагог – мастер - это педагог, обладающий исследовательскими
навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Слайд 12В мастерстве педагога можно выделить 4 самостоятельных элемента:
Мастерство организатора коллективной и
индивидуальной деятельности детей;
Мастерство убеждения;
Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
Мастерство владения педагогической техникой.
Слайд 13Уровень педагогического мастерства ориентируется на следующие критерии:
Стимулирование и мотивация личности ученика
в процессе обучения;
Организация учебной деятельности учащегося;
Владение содержанием и дидактической организацией образования;
Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения;
Структурно-композиционное построение урока (занятия или другой формы).
Слайд 14Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией,
в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Слайд 15Таким образом, мы рассматриваем мастерство педагога - как синтез личностно-деловых качеств
и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. Педагогу-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.