Презентация, доклад проектной деятельности по русскому языку Путь к грамотности по теме Собственные и нарицательные имена существительные.

Содержание

МИНИ-ПРОЕКТ № 2ПРЕЗЕНТАЦИЯЦЕЛЬ: выявить смысл терминов «собственные и нарицательные»ЗАДАЧА:создать Творческий продукт под рубрикой «Ты и твое имя» (стенгазета) ТЕМА: «Собственные и нарицательные имена существительные» ГИПОТЕЗА: различие собственных

Слайд 1Проектная деятельность «Путь к грамотности»
Российская Федерация
Муниципальное общеобразовательное учреждение МБОУ СОШ

№71 г.о.г. Воронеж

Наш девиз на пути к грамотности: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»

Учебный предмет: русский язык
Участники: учащиеся 4 «Б» класса
Руководитель проекта: Рожманова В.П.


2014-2015 уч. год

Проектная деятельность  «Путь к грамотности»Российская Федерация Муниципальное общеобразовательное учреждение МБОУ СОШ №71 г.о.г. ВоронежНаш девиз на

Слайд 2МИНИ-ПРОЕКТ № 2
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ЦЕЛЬ:
выявить смысл терминов «собственные и нарицательные»
ЗАДАЧА:
создать
Творческий продукт

под рубрикой
«Ты и твое имя» (стенгазета)

ТЕМА:
«Собственные и нарицательные имена существительные»

ГИПОТЕЗА:
различие собственных существительных от нарицательных –
«Путь к
грамотности»

ИНФОРМАЦИЯ
изученных источников
о грамматическом признаке
существительного

МИНИ-ПРОЕКТ № 2ПРЕЗЕНТАЦИЯЦЕЛЬ: выявить смысл терминов «собственные и нарицательные»ЗАДАЧА:создать Творческий продукт под рубрикой «Ты и твое имя»

Слайд 3 Основополагающий вопрос:
Для чего следует различать собственные и нарицательные

имена существительные?
Учебные вопросы:
Какие группы собственных имен существительных можно выделять?
Как образуются собственные имена существительные в русском языке?
Как появились фамилии людей?
Проблемные вопросы учебной темы:
Какие это признаки: постоянные или непостоянные?
Почему имена людей являются частью истории народа?
Методы исследования:
1. Наблюдение;
2. Анализ и синтез информации.
Актуальность проекта:
Научиться правильно писать собственные имена существительные («Путь к грамотности»)


Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Для чего следует различать собственные и нарицательные имена существительные?    Учебные

Слайд 4ИССЛЕДОВАНИЕ КАТЕГОРИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО:
СОБСТВЕННОЕ ИЛИ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ.
Какие это признаки: постоянные или


непостоянные? (проблемный вопрос).

Группа №1 «Поисковики»

Грамматическая сказка «Теремок»
Лягушка подошла к теремку и спрашивает:
- Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ква-ква!
Тишина …
В теремочке я одна.

Персонажи сказки имеют собственные имена – клички. Это Мышка – Норушка, Лягушка – Квакушка, Петушок – Золотой Гребешок …

Читая произведения Д.Ф. Купера о жизни североамериканских индейцев, мы встречаем такие имена, как: Соколиный Глаз, Хитрая Лисица, Мудрый змей, Лесной цветок (имя девушки).

ИССЛЕДОВАНИЕ КАТЕГОРИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО:СОБСТВЕННОЕ ИЛИ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ. Какие это признаки: постоянные или непостоянные? (проблемный вопрос).Группа №1 «Поисковики»Грамматическая сказка

Слайд 5Распределить слова по группам, которые обозначают названия однородных предметов и названия

единичных (отдельных) предметов.
Слова: Европа, Владимир, собака, город, Марс, доброта, Орел, гроза, Воронеж, Дон, орел, книга, Дружок, зима.














Это постоянные грамматические признаки существительных

Названия однородных предметов

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

собака, город,
доброта, гроза,
книга, орел, зима

Владимир, Орел,
Европа, Воронеж,
Марс, Дон, Дружок

Нарицательные

Собственные

Названия единичных предметов

Распределить слова по группам, которые обозначают названия однородных предметов и названия единичных (отдельных) предметов.Слова: Европа, Владимир, собака,

Слайд 6УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
* Для чего следует различать собственные и нарицательные имена существительные?
*

Какие группы собственных имен существительных можно выделить?
Группы собственных имен существительных:
Имена, фамилии, отчества людей;
Клички животных;
Географические названия;
Названия исторических событий;
Названия книг, журналов, кинофильмов;
Астрономические названия.
Орфограмма:

имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Например, журнал «Мишутка», кафе «Лакомка», конфеты «Птичье молоко».
(названия газет, картин, спектаклей, заводов … заключаются и в кавычки)

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ* Для чего следует различать собственные и нарицательные имена существительные?* Какие группы собственных имен существительных можно

Слайд 7Великая Отечественная война
Бородинское поле
Марс, Венера
Арктика
Днепр, Дон, озеро Байкал
Спасская башня
корабль «Смелый»
журнал «Огонёк»
Московский

Кремль
Тихий океан
материк Евразия
Лев Николаевич Толстой


Узелки на память

Великая Отечественная войнаБородинское полеМарс, ВенераАрктикаДнепр, Дон, озеро БайкалСпасская башнякорабль «Смелый»журнал «Огонёк»Московский КремльТихий океанматерик ЕвразияЛев Николаевич ТолстойУзелки на

Слайд 8СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДУКТА «РАЗЛИЧИЕ СОБСТВЕННЫХ И НАРИЦАТЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» (АЛГОРИТМ-ПОМОЩНИК)
Является ли

имя существительное наименованием однородных предметов?


ДА

Нарицательное существительное


НЕТ

Является ли существительное названием единичного предмета, выделенного из ряда однородных

ДА

Собственное существительное


Например, гора – название однородных предметов (больших возвышенностей) нарицательное существительное.
Например, Кавказ – название единичного предмета: горной цепи на юге России собственное существительное.


СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДУКТА «РАЗЛИЧИЕ СОБСТВЕННЫХ И НАРИЦАТЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»   (АЛГОРИТМ-ПОМОЩНИК) Является ли имя существительное наименованием однородных

Слайд 91. Почему имена людей являются частью истории народа?
2. Как появились фамилии

людей?
3. Что означают имена?

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

ГРУППА №2 «ПОИСКОВИКИ»

фото

Ответы дает специальная наука ОНОМАСТИКА, изучающая собственные имена.

Историческая страница «Имена людей – часть истории народа»…
В именах, отчествах, фамилиях, отразились обычаи и верования наших предков: быт, фантазии, художественное творчество.

1. Почему имена людей являются частью истории народа?2. Как появились фамилии людей?3. Что означают имена?УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫГРУППА №2

Слайд 10В русских именах нашло отражение важное историческое событие, как принятие христианства

на Руси. При крещении детям давали те имена, которые были записаны в церковных святцах, а это были в основном греческие и древнерусские имена.
Древнерусские имена, ясные и прозрачные в своем значении (Ждан, Любим, Милава, Несмелка), постепенно забывались, хотя некоторые сохранились и до сих пор. Теперь эти имена мы воспринимаем как вполне русские. В своем языке все эти имена имели конкретное значение.

Толкование значения имён
Аркадий (греч.) – пастух
Антон (греч.) – покупающий
Андрей (греч.) – муж
Ангелина (греч.) – вестница
Анастасия (греч.) – воскресение
Василий (греч.) – царственный
Валентина (лат.) – сильная
Виктор (лат.) – победитель
Елена (греч.) – светлая, солнечная
Илья (евр.) – крепость
Зоя (греч.) – жизнь
Никита (греч.) – победитель

Олег (сканд.) – старший
Фёдор (греч.) – Божий дар
Александр (греч.) – защитник
София (греч.) – мудрость
Мария (евр.) – хозяйка, госпожа
Иван (евр.) – благодатный
Екатерина (греч.) – вечно чистая
Елизавета (евр.) – почитающая Бога
Леонид (греч.) – подобный льву
Лев (греч.) – царь зверей
Марина (лат.) – морская
Павел (лат.) – милый

В русских именах нашло отражение важное историческое событие, как принятие христианства на Руси. При крещении детям давали

Слайд 11Продолжите имена персонажей русских сказок, обратите внимание на их правописание:

Василиса Прекрасная,

Иван-Царевич, Кощей Бессмертный,
Лиса Патрикеевна, Конёк Горбунок, Алёша Попович, Баба-яга, Добрыня Никитич, Змей Горыныч, Илья Муромец, Колобок, Марья Моревна, Снегурочка, Царевна-лягушка, Чудо-юдо, Данила-мастер…










ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН

Продолжите имена персонажей русских сказок, обратите внимание на их правописание:Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный,Лиса Патрикеевна, Конёк Горбунок,

Слайд 12А как звать – то тебя,
Как величать – то тебя
Да

по имени, по отечеству?

КАК ПОЯВИЛИСЬ ФАМИЛИИ


Отечество, или отчество – это наименование человека по отцу.
Оно появилось позже имен и служило в качестве семейного прозвища.

Из летописей и произведений древнерусской литературы установили, что в XI-XII вв. на Руси звали по имени и отчеству.
В «Слове о полку Игореве» князь Всеволод говорит своему брату Игорю: «Оба мы Святославичи». Жену Игоря называют по отчеству Ярославна, а имя ее Ефросинья вообще не упоминается.

А как звать – то тебя, Как величать – то тебяДа по имени, по отечеству?КАК ПОЯВИЛИСЬ ФАМИЛИИОтечество,

Слайд 13Иван, Петров сын; Борис, Елисеев сын. Эти отчества впоследствии стали русскими

фамилиями на –ов, –ев.
Иногда сыновей записывали по матери. «Чей сын?» – «Марьин».
Отсюда и фамилии Марьин, Софьин, Надеждин …
От старинных кличек и прозвищ образовались «звериные», «птичьи», «рыбьи» и другие фамилии, такие, как Волков, Щукин, Лосев, Карасев; от прозвищ по профессии тоже произошли фамилии Кузнецов, Бондарь, Ткаченко, Коваль.

А регистрировали человека так:

Сейчас в разговоре близкие люди, особенно пожилые, обращаются друг к другу по «отчеству»: «Добрый день, Иванович!»
Иногда отчество указывало на общего предка, например, Рюриковичами звались все князья – потомки Рюрика.
Фамилии возникают у разных народов в разное время.
(XVII-XVIII вв.) У русских, белорусов, украинцев появление фамилий связано с закреплением крестьян за помещиками, переписью людей для несения военной службы, продажей и куплей крепостных.

Иван, Петров сын; Борис, Елисеев сын. Эти отчества впоследствии стали русскими фамилиями на –ов, –ев. Иногда сыновей

Слайд 14В результате исследования категории имени существительного (собственного или нарицательного) узнали:
Исторические сведения,

как появились имена и фамилии людей;
Выяснили конкретное значение имени человека, обращались к персонажам сказок;
Обратили внимание на правописание собственных имен.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Создание алгоритма-помощника «Различие собственных и нарицательных существительных» (информационный продукт) .
Создание творческого продукта под рубрикой «Ты и твоё имя» (стенгазета).
Результат поиска информации включить в информационный продукт – паспорт имени существительного.

ИТОГИ МИНИ-ПРОЕКТА

В результате исследования категории имени существительного (собственного или нарицательного) узнали:Исторические сведения, как появились имена и фамилии людей;Выяснили

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть