Слайд 1.
Даурова Жанета Ахмедовна
ХСОШ №6 имени Ахмеда Хаткова
Проектные задачи в начальной школе
Сделай человеку чудо,
Если ты в состоянии…
(Александр Грин)
Слайд 3Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего
самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося.
Одним из вариантов в решении проблемы современного образования может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться.
Слайд 4 Суть ее в том , что дети, исходя из
своих интересов, вместе с учителем выполняют собственный проект, решая какую- либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевают новыми знаниями. Работа по методу проектов превращает школу в консультирующий, руководящий работой учащихся центр. Разрабатывая проекты, дети получают навыки письма, чтения, счета, познают окружающую их природу, жизнь через собственный поиск.
Слайд 5ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы.
Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: создание продукта, востребованного другим.
ЦЕЛЬ: развитие интеллектуально – творческой личности ребёнка путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Слайд 6Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она
не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Слайд 7
Разработка проекта- плана деятельности по достижению намеченной цели. Детям предстоит определить
основные шаги по достижению намеченной цели, подумать к кому придется обратиться за помощью, советом. Какие книги предстоит прочитать. Какие предметы, принадлежности, пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться.
Мой проект
Что я хочу сделать?
( Чему научиться, кому помочь, каким стать?).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как будет называться мой проект?
Что будет главным его результатом?
------------------------------------------------------------------------------------------------
А такой будет эмблема моего проекта.
( Когда я выполню этот проект, она будет наклеена на карту проектов в классе.)
Мой маршрут движения
к поставленной цели.
Старт ( Я выбрал тему и цель проекта и нарисовал себя в начале пути).
К кому я могу обращаться за советом?
На чью помощь я могу рассчитывать?
------------------------------------------------------------------------------------------
Мне надо прочитать эти книги:
------------------------------------------------------------------------------------------
Я рисую предметы, которые пригодятся мне при выполнении проекта. Надо научиться с ними правильно обращаться.
Что еще необходимо сделать, чтобы подготовиться к выполнению задуманного как можно лучше?
------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 8После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий
этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Слайд 9Презентация проектов.
Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта
является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)
Слайд 10Проект «Любимый семейный праздник.»
Слайд 11Проект «Обязанности членов нашей семьи»
Слайд 12Проект «Мое генеалогическое древо.»
Слайд 13Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма
– продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Телепередача.
- Экскурсия.
Слайд 14Методические рекомендации.
При выборе темы проекта давать детям время на обдумывание, не
подгоняя их.
Обдумывая цель работы, поставить гипотезу (проблему), которая может возникнуть в ходе исследования, подумать над актуальностью, полезностью темы для сегодняшнего дня.
Изучив теоретическую часть проекта, обязательно доказать практически ( провести эксперимент, опыт, исследование).
Подводя итоги, проанализировать полученные результаты ( можно схемой, диаграммой, таблицей) сделать сравнительный анализ, выявить полезность выполненной работы.
Слайд 15Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то
интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Слайд 16Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее
обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Слайд 17Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов,
согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Слайд 18Спасибо за внимание.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
Слайд 19Нужны деятельностные, групповые, игровые, проблемные, рефлексивные и . прочие формы и
методы обучения.
Не меньшее значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения.
Слайд 20Одним из вариантов в решении проблемы выпускника начальной школы может стать
обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться.
Одним из вариантов в решении проблемы выпускника начальной школы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться.
Слайд 21Проектная деятельность – одна из ведущих в нашей современной действительности. Это
некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, выходит, что проектирование – это серия определенных алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной вставшей перед человеком проблемы, и заканчиваются получением определенного результата, причем результата, планируемого еще в самом начале проекта. Другими словами, любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Элементы проектной деятельности учителя очень часто включают в свои уроки, когда учат детей планировать и действовать по составленному ими же плану.
Слайд 22На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо
организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
Слайд 23Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки
зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Слайд 24
Целеполагание- педагог помогает ребенку определить наиболее актуальную и в то же
время посильную для него задачу на более или менее продолжительный отрезок времени, или работает с детским коллективом в случае коллективного проекта.
Основные этапы проектирования:
Слайд 25Выполнение проекта- конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной
цели.
Слайд 26Подведение итогов выполнения проекта, представление результата работы в разнообразных формах.
Слайд 27Проект «Обязанности членов нашей семьи»
Слайд 29Проект «Любимый семейный праздник.»
Слайд 32Проект «Мое генеалогическое древо.»
Слайд 36Основные умения:
Выбор темы( актуальность, познавательная ценность, способность видеть проблему)
Исследовательское мастерство
(наблюдения, эксперименты, умозаключения, выводы)
Представление работы (структура и логика, язык и стиль изложения, ответы на вопросы).
Слайд 37Школьная практика работы над проектом показывает, что в них нет неуспевающих
детей. Интерес, радость, творческий поиск – каждому находится дело по душе.
Слайд 38 Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не
вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.