Слайд 1
Проект
педагога-психолога Талыгиной А.Ю.
«Развитие познавательной сферы
и
мелкой моторики рук
у детей старшего дошкольного возраста
посредством нетрадиционных методов и приемов»
Слайд 2
“Источники способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”
В.А. Сухомлинский
Слайд 3
Вид проекта: творческий, развивающий
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп,
педагог - психолог.
Основная цель проекта:
Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья детей
через внедрение элементов песочной терапии и пуговичной терапии в практику работы ДОУ.
Основные задачи проекта:
- развивать свободную и творческую личность ребенка;
-развитие внимания, воображения, чувственного восприятия, образного мышления, пространственных представлений;
- обогащение сенсорного опыта детей;
- развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук;
- формирование навыка общения и взаимодействия в коллективе.
Слайд 4
Обеспечение проектной деятельности
Методическое
1.
Ахунова К., Деникеева Ф. «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц»; Солоненко Л. «Пуговичный мир». Журнал «дошкольное воспитание» № 2 2013 г.
2. Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2015 г.
3. Кутепова И. «Зачем психологу пуговицы?» Журнал «Обруч» № 5 2011 г.
4. Ремпель Ю. «Игры с пуговицами» Журнал «Игра и дети» № 3 2008 г.
Материально-техническое
Оборудование для песочной терапии:
стол с подсветкой;
деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи синей краской;
песок, камушки, ракушки;
коллекция миниатюрных игрушек;
совочки, формочки, карандаши, ложки, расческа, шприц и пр.;
заламинированные рисунки
Оборудование для пуговичной терапии:
коллекция пуговиц;
мешочки;
«аквариум»
Слайд 5
Актуальность проекта:
Актуальность использования «Песочной терапии» и «Пуговичной терапии»
в коррекционной работе определяется современной развивающей функцией образования, ориентирующей педагогов на поиск оптимальных путей гармоничного развития ребенка.
Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения. Песочная терапия способствует психофизическому и личностному развитию детей. Так же такого рода игры и занятия можно использовать в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его познавательную сферу, сенсомоторные навыки и мелкую моторику рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи и мышления.
Применение определенного комплекса упражнений с пуговицами позволяет развивать речь детей, улучшить память, внимание и воображение, повышает способность к произвольному контролю, снижает утомляемость.
Действия с предметами - это не только увлекательное занятие для ребенка, но и движущая сила его развития.
Слайд 6Педагогические принципы реализации проекта:
принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения,
навыки ребенка на базе уже имеющихся;
дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
вариативность.
Форма организации – подгрупповая и индивидуальная.
Слайд 7
В начале учебного года у большинства
детей старшего дошкольного возраста было выявлено недостаточное развитие познавательных процессов, мелкой моторики рук. А именно низкий и средний его уровни. Дети пассивны при выполнении заданий и нуждаются в стимуляции педагога. Практика показывает, что такие дети испытывают затруднения в различных видах образовательной деятельности. Из-за нарушений мелкой пальцевой моторики в игровой и учебной деятельности проявляются неточность движений, сниженная скорость выполнения, недостаточная моторная координация. Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости оказания специальной коррекционной помощи детям по развитию познавательных процессов и мелкой моторики рук.
Слайд 8
Структура и содержание проекта:
- Диагностический этап
Для детей
5 – 6 лет:
тест «10 предметов» (анализ объема непосредственной образной памяти);
методика «Эталоны» (исследование степени обобщенности сенсорных эталонов);
тест «Невербальная фантазия»;
тест Равена. Карточки серии А (исследование схематического мышления);
тест «Лишний предмет» (оценка уровня развития образно-логического мышления)
наблюдение: может ли завязывать шнурки; как с помощью карандаша заштриховывает фигуры, обводит пунктирные линии и раскрашивает, копирует такие же фигуры, рисует правильно квадрат, рисует человека
Для детей 6 – 7 лет:
тест «10 слов» (диагностика объема и скорости непосредственной вербальной памяти);
тест «Что не дорисовано?» (оценка целостности восприятия)
тест «Дорисовывание» (исследование образной креативности, творческого воображения);
тест Равена. Карточки серии АВ;
тест для оценки словесно-логического мышления
- Основной этап. Коррекционно-развивающие занятия.
Частота, продолжительность и длительность занятий (от 20 до 30 минут) определяются индивидуальными особенностями детей (характером нарушений, если они есть), особенностями возраста, работоспособностью.
- Заключительный этап.
Практикум для воспитателей:
- показ презентации;
- мастер-класс
Слайд 10
Ожидаемый результат
Развитие познавательных способностей
Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей
Совершенствование
предметно-игровой деятельности
Расширение кругозора, любознательности
Развитие образного мышления
Развитие внимания
и воображения
Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики
Слайд 11Для осуществления практической цели были отобраны несколько направлений развивающей и коррекционной
работы.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Подбери по цвету», «Аквариум» и т. д.
Песочная игротерапия: проективные игры «Моя семья», «Мои друзья», «Сказочные сюжеты» и пр.
Продуктивная деятельность
Рисование: «Печатаем узор» (пуговица штамп).
Лепка: «Бабочка», «Гусеница», «Волшебный цветок» (составление изображений из пуговиц на пластилиновом панно)
Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина (вертушки, браслеты, украшения для фоторамок и т.п.)
Кинезиологические упражнения для рук
«Печатная машинка», «Поднимание пуговиц», «Шагающие пальчики», «Ловкие пальчики», «Поменяем местами», «Чудесные мешочки» и т.п.
Слайд 12 Занятия по песочной терапии вызывают большой интерес у
детей, создают творческую атмосферу. В развивающей и коррекционной работе можно выделить следующие группы методов и приемов:
- работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, карандашами, кисточками и т.д.);
- обыгрывание ситуаций, инсценировка и театрализация;
- мини-беседа, доверительная беседа, чтение литературных произведений;
- рассматривание иллюстраций;
Создание песочных композиций предполагает различные способы познания:
сравнение;
исследовательская деятельность;
рассуждение;
анализ-синтез;
обобщение и описание
На основе коллекции пуговиц созданы игры, позволяющие решать одновременно развивающие, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
В процессе выполнения упражнений с пуговицами у детей развиваются:
координация движений;
усидчивость и произвольность психических процессов;
аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, т.к. упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Коррекционные упражнения и дидактические игры с пуговицами проводятся с подгруппой детей и индивидуально, как целое занятие или его часть.
Слайд 13Структура занятий
1. Ритуал приветствия. «Чувствительные ладошки»
Упражнения: «Здравствуй, песок!», «Волшебные
следы на песке», «Идут медвежата», «Прыгают зайцы» и т.п.
2. Основная часть.
рисование на песке с помощью различных материалов
(совочки, формочки, карандаши, кисточки и т.д.)
рисование на песке по заданному контуру
Слайд 14игры с использованием дыхания;
проективные игры с использованием камней, пуговиц, природных материалов
дидактические игры с использованием пуговиц
Слайд 15
изготовление аппликации из пуговиц по заданной теме
создание объемных конструкций из
пуговиц с использованием проволоки
Слайд 16 изображение из пуговиц на пластилиновом панно
Слайд 17Дидактическая игра «Аквариум»
(развитие слуховой и зрительной памяти; мышечная релаксация; снятие
напряжения, страхов)
3. Ритуал прощания (рефлексия). «Нарисуй свое настроение сейчас»
Слайд 19 Анализ динамики развития произвольной сферы, крупной и мелкой
моторики, пространственных представлений и пр. позволяет сделать вывод о повышении уровня развития исследуемых качеств за счет увеличения количества детей с высоким и средним уровнем развития и уменьшения детей с низким уровнем развития.
К концу учебного года дети научились работать по заданному образцу, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия и т.д.
Анализ результатов проведенной диагностики показывает, что у большинства детей сформировано логическое мышление, улучшилась память, наблюдательность, воображение и координация. Дети, стали более усидчивыми и медленнее утомляются.
Таким образом, в результате использования современных технологий и новых подходов к организации образовательного процесса у большинства детей данной смешанной подгруппы сформированы предпосылки, которые необходимы для осуществления учебной деятельности.