Слайд 1 Над проектом работали ученики
2
«Д» класса: Михайлова Д., Ковалёва К., Синдюкова Р.,Скобелев З.,
Солонкина А.,Фёдоров А.
ПРОЕКТ:
«Необычный словарь»
Слайд 2
ГИПОТЕЗА:
Процесс запоминания словарных слов может быть лёгким и интересным.
Слайд 3Цель проекта:
Выяснить какие приёмы работы со словами с непроверяемыми орфограммами
облегчают запоминание данных слов.
Задачи:
Изучить приёмы запоминания слов.
Рассмотреть образцы пособий и применить их в практической работе на уроках.
Изготовление «необычного» словаря для изучения и запоминания слов с непроверяемыми орфограммами.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Слайд 4Этапы проекта
Знакомство с темой.
Поиск и обработка информации.
Исследование словарных слов.
Изготовление словаря .
Защита
проекта.
Слайд 5Да, нелегкая диктовка, -
Почесал затылок Вовка.
И в тетрадке Королёва
Появилась вдруг «кАрова»
,
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным – и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Слайд 6Актуальность темы:
Вот слова словарные –
Трудные, коварные.
Без проверочной родни
В словаре живут одни.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддаётся никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Для многих ребят это непосильный труд. Как сделать так, чтобы запоминать слова было интересно и увлекательно?
Слайд 7 Провели исследование:
Что такое словарное слово.
Где «живут» слова.
На какие тематические группы
можно разделить словарные слова.
Можно ли играя, запомнить словарные слова. Приёмы запоминания.
Как помочь себе запомнить словарное слово.
Слайд 8I. Что такое словарные слова?
Мы выяснили, что за время обучения с
1 по 4 класс нам нужно выучить 534 слова с непроверяемыми орфограммами.
Эти слова, с орфограммами слабых позиций, нельзя проверить ни путём изменения слов, ни путём подбора однокоренных слов.
Слайд 9II. Где живут слова.
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как
людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
Даже Пушкин , я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Слайд 10Словарь — книга,
информация в которой
упорядочена
c помощью
разбивки на небольшие
статьи, отсортированные
по названию
или
тематике.
Слайд 11Это интересно:
На Руси словари «непонятных слов» появились в 13 веке;
А с
16 века словари перешли на алфавитное расположение и получили название азбуковников;
В 18 веке появились реальные (исторические, географические и др.) словари;
В 1926-47 г.г. – первое издание Большая советская энциклопедия в 66 томах.
Слайд 12III. На какие тематические группы можно разделить словарные слова.
Слайд 15IV. Приёмы запоминания словарных слов.
Мнемоника ( с греческого
– искусство запоминания)
система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Слайд 16«Спрятавшееся слово»
СОРОКА СОР РОК СОРОК
СНЕГИРЬ СНЕГ (много) ГИРЬ
ДОРОГА ДОРОГ ОР РОГ РОГА
ПЕНАЛ ПЕНА
Слайд 17Рифмизация:
арбуз
Посмотрите на меня, круглый я как буква а!
Знает каждый
МЕДВЕДЬ, что вкусней всего МЁД ВЕДЬ!
Я , мОрковь, рОсла, рОсла, букву О в земле нашла!
ЗАЯЦ Я, люблю КАПУСТУ. Вы поверьте, очень вкусно!
Слайд 18яʹблоко
Яблоко – плод яблони, кисло-сладкий фрукт.
К истокам слова. Первоначально яблоком
называли плод любого дерева и кустарника (исключая ягоды, но включая орехи). Отсюда пошло и библейское запретное яблоко -
т. е. «запретный плод» (не обязательно яблони).
3. Однокоренные слова: яʹблочко, яʹблоня, яʹблочный, яʹблоневый.
4. Фразеологизмы: 1) яблоку негде упасть (очень тесно). 2) яблоко раздора (первопричина конфлик-
та).
5. Пословицы и поговорки: 1) Яблоко от
яблони недалеко катится. 2) Не срывай
яблоко, пока зелено, созреет – само
упадёт.
Слайд 19яʹблоко
6. Загадка: Я румяную матрёшку
Никак с ветки не сорву,
Подожду, когда поспеет,
Упадёт
сама в траву.
Красные, как зяблики,
Сидят на ветке... (яблоки)
7. Предложения: а) Солнце яблоки румянит в тёмной зелени садов. б) Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю. (Я.Аким)
Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его.
Выяснить, понятен ли смысл слова.
Дать установку на запоминание.
Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.
Найти «спрятавшееся» слово, если возможно.
Записать слово в личный словарик.
Сделать рисунки на «трудных» буквах, опираясь на смысл слова или сочинить рифмовку – запоминалку.
Слайд 22Вывод:
Процесс запоминания словарных слов может быть лёгким и интересным, если
использовать различные приёмы и подходить к работе творчески, с фантазией!