Слайд 1
Проект
«Пасхальные традиции
русского народа»
Слайд 2Цель проекта:
Развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, а также
ключевых образовательных компетентностей, таких, как информационная, коммуникативная и социальная.
Слайд 3Задачи:
Изучить утраченные пасхальные традиции русского народа, произведения русского фольклора
Воспитывать любовь
к своей земле, к своему народу; приобщать к истокам культурных традиций русского народа.
Слайд 4Этапы работы над проектом:
1 этап- мотивационный
создание проблемной ситуации
формулирование темы проекта
определение
конечного результата
Слайд 5
2 этап:
планирующе - подготовительный
Объединение в
группы, распределение обязанностей
Составление графика работы над проектом
Поиск информации
Художники
Творческая
группа
Исследователи
Журналисты
Слайд 7
3 этап:
Информационно – операционный
работа групп
по плану, консультации с руководителем
систематизация и классификация собранного материала
создание проектного продукта
Слайд 8
Проведение интервьюирования среди друзей, родственников:
«Какое значение
имеет праздник Пасхи в вашей жизни?»
Журналисты
Слайд 9Создание эскизов картинок
для росписи пасхальных яиц
Художники
Слайд 17
Изучение пасхальных
традиций, обычаев праздника
Исследователи
Слайд 18 К числу оригинальных пасхальных обычаев русского народа относится хождение волочебников.
Слово
это означает “поющие под окнами”.
В русских деревнях на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование. Волочебники славили хозяев, поздравляли их с Пасхой, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Им выносили яйца, сало, молоко, пироги, деньги.
Слайд 19Творческая
группа
Сбор пасхальных песен, стихотворений о пасхе, пасхальных традиционных игр.
Слайд 20– Ну–те, братцы – товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пройдёмте в тое село,
Поздравим их
с праздником,
С Христовым днём,
С красным яйцом!
– Не гуси летят, не лебеди –
Христос воскрес на весь свет!
Идут – бредут волочебники,
Волочебники – полуночники!
“Челом здоров , хозяинушка!
Чи спишь – лежишь аль спочиваешь?”
– Нам по чарке поднесёшь,
Своё счастье сбережёшь!
Не жалей, не береги,
По яичку одели!
Да пожалуй – ко яичко
Ещё красненькое,
Что на красном блюде
И при добрых людях!
Слайд 21
На Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в колокола.
Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном.
Издавна подмечено, что
колокольный звон лечит
душу, восстанавливает
силы
человека.
А недавно учёные
установили,
что музыка колоколов
убивает микробы.
Слайд 22
У крестьян существовало много примет и поверий, связанных с Пасхой.
Пастухи
верили, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.
На Пасху деды расчёсывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
Девушки на Пасху желали: “Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!”
Ежели на Пасху девица ушибёт локоть, значит, её вспомнил милый.
Считалось, что ежели девица встанет на топор в Пасху, будет она крепкой и ладной !
Слайд 23 Водили весёлые хороводы!
Круг – символ солнца, он был для
крестьянина магическим средством, способным ускорить пробуждение природы и рост растений, увеличить приплод скота.
Слайд 24Традиционными были и заклички весны
– Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С
доброй радостью,
С великой милостью!
– Со льном высоким ,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными!
– Весна – красна,
Где бывала?
– В лесу зимовала,
Огород городила,
Капусту садила.
– Весна – красна,
Что в подарок принесла?
- Светлый праздник –
Святу Пасху!
Слайд 25Игры
Пасха – время первого весеннего гулянья на вольном воздухе: молодёжь затевала
игры на лужайках, на лесных полянах. До наших дней дошли описания некоторых пасхальных игр, которые заканчивались словами:
“Кто меня поцелует, тот
и выручит”. В этих
народных играх
отражался пасхальный
обычай троекратного
поцелуя.
Слайд 26
Девочка:
Я сижу одна, пылаю на калиновом мосту.
Люблю молодца, страдаю, всё
и думаю о нём.
Кто меня любит, тот и выручит! Кто поцелует, тот и выкупит!
Выходит мальчик, “выкупает” (целует) девочку. Девочка встаёт в круг, а мальчик занимает её место.
Мальчик:
– Я сижу один, пылаю на калиновом мосту.
Люблю девицу, страдаю ,всё и думаю о ней.
Кто меня любит, тот и выручит! Кто поцелует, тот и выкупит!
Мальчика “выкупает” другая девочка.
Слайд 27“Качульные” песни
Пасхи в старину не бывало без качелей. Загодя вкапывали столбы,
навешивали верёвки, прикрепляли доски. Качались все желающие! Качели или качули были чрезвычайно любимы и популярны на Пасху. Качаясь,
девицы распевали “качульные”
песни – пасхальные
частушки.
Слайд 28
Вот и Пасха пришла,
Кто нас покачает?
Как у нонешних ребят
Верёвок не
хватает!
Подкачнуся высоко
И увижу далеко,
Где мой братка гуляет,
Червоное яйко катает?
Раскачайте, раззыбайте,
Я скажу вам жениха:
Сане – то Кузеньку, ха – ха !
Тане – то Витеньку, ха – ха !
На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся!
Я качаюсь , нарываюсь,
Мне не надо жениха!
Я качаюсь , нарываюсь,
Мне не надо жениха!
На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься!
Слайд 29
Праздник Пасхи – один из основных в народном календаре.
Он всегда
выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами…
Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом . Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо!
Слайд 30
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос
воскрес!
Христос воскрес!
( А. Майков )
Слайд 31
4 этап-рефлексивно-оценочный
Представление проекта