Слайд 1ПРОЕКТ
«Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»
Выполнила: воспитатель Сухова Татьяна Николаевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6
Курского муниципального района Ставропольского края
Слайд 2«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий
ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
(В. А. Сухомлинский).
Слайд 3
Проблема проекта обусловлена тем, что дети на открытых мероприятиях психологически скованные ,
наблюдается заниженная самооценка, недостаточное внимание родителей и детей к театру; мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»; недостаточно театральных костюмов и масок в группе. И для углубленного изучения данной проблемы, была выбрана эта деятельность, как база для всестороннего развития ребенка.
Цель проекта:
Сформировать эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные особенности ребенка — средствами детского театра.
Задачи:
- учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений;
- учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
- учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
- формировать четкую и грамотную речь, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; отрабатывать дикцию;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, детскую фантазию, воображение, память, наблюдательность;
- добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений.
- воспитывать нравственно-этические качества, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, развивать чувства коллективизма, ответственности друг за друга;
- воспитывать культуру поведения в театре.
Участники проекта:
дети старшей группы 5-6 лет, родители, воспитатели,
Тип проекта: творческий
Продолжительность: долгосрочный
Образовательные области:
- художественно-эстетическое развитие
- социально – коммуникативное развитие
- речевое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
Слайд 6Принципы в обучение и воспитание на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности:
1.
Снятие по возможности, всех стрессообразующих факторов;
2. Закрепощенность, стимулирующую духовный потенциал творческой активности;
3. Развитие реальных мотивов:
а) игра не должна быть принудительной,
б) внутренние, личности мотивы должны преобладать над внешние, ситуативные, исходящими из авторитета взрослого,
в) внутренние мотивы должны включать, обязательно мотивацию успешность, продвижения вперед.
Слайд 7Методы работы с детьми:
Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка
сказок, организация выставок, викторины, творческие работы, презентации по теме проекта;
Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта;
Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.
Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос; диагностирование (педагогическая диагностика театрализованной деятельности (Т.С. Комарова).
Слайд 8 Организация работы с воспитанниками строится по трем этапам:
На подготовительном этапе дети
знакомятся с театральной терминологией, видами театрального искусства, с функциями театра, с его значением, узнают значение таких понятий как актер, сцена, грим и т.д. На этом же этапе реализуется направление театральная игра, где у детей формируется желание быть участником игры, быть в центре внимания. Игра раскрепощает ребенка, снимает зажатость, скованность, повышает самооценку, что стимулирует ребенка на участие в театрализованной деятельности. К изготовлению костюмов, разных театров.
Слайд 9Этапы реализации проекта
1 этап (сентябрь) - подготовительный
- Составление плана мероприятий по
работе с детьми и родителями
- Сбор и накопление материала, изучение литературы
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
- Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков
- Анкетирование родителей.
Слайд 102 этап (октябрь-апрель) – реализация проекта
- Беседа с детьми о театре
-
Чтение художественной литературы, аппликация, лепка, рисование
- Театрализованные игры, игры - драматизации
- Совершенствование навыков использования мимики, жестов, голоса,
разучивание текстов сказок
- Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковый и
настольный театры, настольно-печатный театр, театр БИ-БА-БО
- Организация и проведение образовательной деятельности
- «Творческая мастерская» (совместно с родителями создание необходимых костюмов или элементов костюмов, декорации, и т.д.).
Слайд 113 этап (май) – заключительный
- Представление опыта работы по театрализованной деятельности
детей дошкольников через презентацию проекта
- Показ театра « Теремок», «Волк и семеро козлят» с участием детей и родителей
- Итоговая диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков
- Анализ результатов диагностики творческих способностей у детей
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
2. Развитие речи, мимики, жестов.
3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Для воспитателей:
1. Повышение профессионализма.
2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
3. Личностный профессиональный рост.
4. Самореализация.
Для родителей:
1. Повышение уровня личностного сознания.
2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
3. Самореализация.
Слайд 13Театрализованные игры
Настольный театр
Теневой театр
Пальчиковый театр
Верховые куклы
Игры-
драматизации
Инсценирование потешек
Инсценирование песенок
Инсценирование сказок
Творчество
детей
Игры-спектакли
Музыкальная сказка
Пантомима
Театрализованные
действия
Праздники
Развлечения
Игры в кукольный театр
Театральная игра способствует:
Развитию речи детей.
Развитию нравственно- коммуникативных качеств личности.
Развитию двигательных качеств и умений.
Развитию творческого воображения и фантазии.
Развитию познавательных способностей
Слайд 17
СанПиН 2.4.1.3049-13
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Нормативно-правовые ресурсы
Слайд 18Заключение
Таким образом, изучив современную психолого — педагогическую и методическую литературу, можно
прийти к выводу, что театральная деятельность в дошкольном детстве занимает особое место в воспитательно — образовательном процессе.
При организации театрализованной деятельности необходимы следующие условия: создание зоны театра в каждой возрастной группе, оснащение ее разнообразными видами кукольного театра, владеть способами организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Кем бы ни были наши дети в будущем, мы надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь.
Список литературы:
1. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы эмпирические исследования. - М., 1997.
2. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - Московский психолого-социальный, 2001
3. Изард К. Эмоции человека - М., 1980.
4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия. Игры: Пособия для работников ДОУ - М., 2001.
5. Поляк Лора «Театр сказок». – С.П. 6:2009.
6. Фатеев С. «Театр в школе, дома и детском саду». – М: 2005.
7. Черенкова Е.Ф. «Оригинальные пальчиковые игры». – М: 2007.
8. Шмаков С. А. « Игры шутки – игры минутки». – М: 1993.
9. Щеткин В.А. « Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет». -М: 2010.