Презентация, доклад Проблемы осмысления текста

Приемы понимания текста:внимание к слову и видам текстовой информации;умение вести диалог с текстом;активность читательского воображения;умение понимать смысл текста и т.д.

Слайд 1Проблемы осмысления текста
МБОУ « Котельниковская школа»
Обоянский район,
Курская область.
Учитель начальных классов:
Барташевич

Светлана Борисовна

Проблемы  осмысления текстаМБОУ « Котельниковская школа»Обоянский район,Курская область.Учитель начальных классов: Барташевич Светлана Борисовна

Слайд 2 Приемы понимания текста:
внимание к слову и видам текстовой информации;
умение вести

диалог с текстом;
активность читательского воображения;
умение понимать смысл текста и т.д.

Приемы понимания текста:внимание к слову и видам текстовой информации;умение вести диалог с текстом;активность читательского воображения;умение понимать

Слайд 3Информация в тексте:
1) фактуальная;

2) подтекстовая;

3) концептуальная.

Информация в тексте:1) фактуальная;2) подтекстовая;3) концептуальная.

Слайд 4Литературные роды
Эпос

Лирика

Драма

Литературные родыЭпосЛирикаДрама

Слайд 5Виды художественных произведений
Жанры эпоса: роман, повесть, рассказ, сказка, басня, былина, загадка,

пословица, поговорка.
Жанры лирики: стихотворения, поэмы, оды.
Жанры драмы: комедии, трагедии

Виды художественных произведенийЖанры эпоса: роман, повесть, рассказ, сказка, басня, былина, загадка, пословица, поговорка.Жанры лирики: стихотворения, поэмы, оды.

Слайд 6литературоведческие положения:
Полноценное восприятие художественного произведения начинается с внимания к слову, с

приучения детей воспринимать любое произведение с первой фразы.
При чтении авторский текст нельзя изменять: ни добавлять, ни сокращать.
Целостность и самодостаточность произведения требует от читателя при первом прочтении предвосхитить возможное содержание и характер книги, а затем – умение вовремя выделять и запоминать образы и детали.

литературоведческие положения:Полноценное восприятие художественного произведения начинается с внимания к слову, с приучения детей воспринимать любое произведение с

Слайд 7 Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную

окраску) по обложке, заглавию, рисункам;
уметь прогнозировать содержание читаемого;
выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
находить главную мысль, сформулированную в тексте;
определять эмоциональный характер текста;

Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений: определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию,

Слайд 8 I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной

Слайд 9  II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста. 
Самостоятельное

чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
4.  Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
5. Выразительное чтение.    
  II этап. Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или

Слайд 10 III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по

тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем.
Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями.
Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы)

III этап. Работа с текстом после чтения 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

Слайд 11 «Стратегии смыслового чтения»  
- различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия

графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Стратегия  смыслового чтения  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

«Стратегии смыслового чтения»    - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации,

Слайд 12 Виды стратегий смыслового чтения:
Прием «Ассоциативный куст»
Прием «Чтение в парах – обобщение

в парах».
Прием «Читаем и спрашиваем».
Прием «Дневник двойных записей».
Прием «Чтение с пометками».
v Знакомая информация
+ Новая информация
-- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Прием «Синквейн»

Виды стратегий смыслового чтения: Прием «Ассоциативный куст»Прием «Чтение в парах – обобщение в парах». Прием «Читаем

Слайд 13Основные методы упражнений, повышающих уровень смыслового чтения
1. Работа со словом;
2. «ведение

диалога с текстом»;
3.развитие читательского воображения;
4. драматизация и т.д.
Основные методы упражнений, повышающих уровень смыслового чтения1. Работа со словом;2. «ведение диалога с текстом»;3.развитие читательского воображения;4. драматизация

Слайд 14Спасибо всем за внимание.

Спасибо всем за внимание.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть