Презентация, доклад Проблемы адаптации детей к обучению в школе и пути их предупреждения и решения

Содержание

Переживания ребенком своего нового социального статусасвязано с появлением "внутренней позиции школьника". Л.И. Божович

Слайд 1Проблемы адаптации детей к обучению в школе и пути их предупреждения

и решения.
Проблемы адаптации детей к обучению в школе и пути их предупреждения и решения.

Слайд 2Переживания ребенком своего нового социального статуса
связано с появлением "внутренней позиции школьника".


Л.И. Божович
Переживания ребенком своего нового социального статусасвязано с появлением

Слайд 3Начало обучения ребенка в первом классе
Начало обучения ребенка
  в первом классе

- сложный и ответственный этап в его жизни:




Начало обучения ребенка в первом классеНачало обучения ребенка  в первом классе - сложный и ответственный этап в

Слайд 4Меняется социальная позиция ребенка:
был ребенком, теперь стал школьником;
учебная деятельность становится ведущей,

обязательной, социально значимой и оцениваемой, такой, что расширяет права и обязанности ребенка, его связи с окружающей средой.

Меняется социальный институт обучения и воспитания:

Меняется социальная позиция ребенка:был ребенком, теперь стал школьником;учебная деятельность становится ведущей, обязательной, социально значимой и оцениваемой, такой,

Слайд 5Психофизиологические особенности первоклассников  
ДО 6 ЛЕТ
ПОВЫШАЕТСЯ ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ,
НАБЛЮДАЕТСЯ БОЛЬШЕ, ЧЕМ

У ДОШКОЛЬНИКОВ,
РАВНОВЕСИЕ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ.

процессы возбуждения все еще превосходствуют
над процессами торможения,
что определяет такие
характерные особенности первоклассников:

Психофизиологические особенности первоклассников    ДО 6 ЛЕТПОВЫШАЕТСЯ ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ,НАБЛЮДАЕТСЯ БОЛЬШЕ, ЧЕМ У ДОШКОЛЬНИКОВ,РАВНОВЕСИЕ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ

Слайд 6В 6-ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ
СОЗРЕВАНИЯ КРУПНЫХ МЫШЦ ОПЕРЕЖАЕТ РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ,
И ПОТОМУ ДЕТЯМ ЛЕГЧЕ

ВЫПОЛНЯТЬ СРАВНИТЕЛЬНО СИЛЬНЫЕ, РАЗМАШИСТЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ЧЕМ ТЕ,
КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ БОЛЬШОЙ ТОЧНОСТИ.
ДЕТИ БЫСТРО УСТАЮТ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МЕЛКИХ ДВИЖЕНИЙ

УВЕЛИЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ,
ПО СРАВНЕНИЮ С ДОШКОЛЬНЫМ ВОЗРАСТОМ,
  НОСЯТ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, И В ЦЕЛОМ У БОЛЬШИНСТВА ДЕТЕЙ
НАБЛЮДАЕТСЯ БЫСТРАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ,
  ВЫЗВАНА ЕЩЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ШКОЛЬНЫМИ НАГРУЗКАМИ
(ПРИХОДИТСЯ МНОГО СИДЕТЬ ПРИ ЖИЗНЕННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ДВИЖЕНИИ).
В 6-ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕСОЗРЕВАНИЯ КРУПНЫХ МЫШЦ ОПЕРЕЖАЕТ РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ,И ПОТОМУ ДЕТЯМ ЛЕГЧЕ ВЫПОЛНЯТЬ СРАВНИТЕЛЬНО СИЛЬНЫЕ, РАЗМАШИСТЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ЧЕМ

Слайд 7
Мышление становится доминирующей психической функцией.
Ребенок мыслит конкретными категориями.

Развитие мышления способствует появлению

нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой.
 
Память: непроизвольное и произвольное
 Более развита наглядно-образная память.
 Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения.

 Внимание неустойчиво.
Возможности волевого регулирования внимания у ребенка 6 лет ограничены.
Моторные навыки развиты недостаточно
Мышление становится доминирующей психической функцией.Ребенок мыслит конкретными категориями.Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии,

Слайд 8Адаптация к школе
Согласно с педагогическим словарем
  адаптация к школе -

это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для нее являются новыми по сравнению с условиями детского учебного заведения и семьи в дошкольном детстве.

Физиологическая адаптация - приспособление организма ребенка к новым условиям.

Психологическая или психическая адаптация- приспособление ребенка
  как личности к существованию в школе в соответствии с ее требованиями и собственными потребностями, мотивами и интересами.
Осуществляется путем освоения норм и ценностей школьного коллектива.

  Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе является формирование адекватного поведения: установление контактов с учащимися, с учителем; овладение навыками учебной деятельности.

Адаптация к школе Согласно с педагогическим словарем  адаптация к школе - это приспособление ребенка к условиям и

Слайд 9Какую бы работу ни выполнял школьник,
то ли умственная работа по усвоению

новых знаний,
то ли статическая нагрузка при длительном сидении,
то ли психологическая нагрузка общения в большом коллективе, каждая из систем организма должна отреагировать своим напряжением, своей работой.
Но возможности детского организма далеко
не безграничны, а длительное напряжение и
связанная с ним усталость и переутомление
могут наносить значительный ущерб здоровью ребенка.

Напряжение
в деятельности сердца первоклассника
можно сравнить
с напряжением космонавта
в состоянии невесомости.

Какую бы работу ни выполнял школьник,то ли умственная работа по усвоению новых знаний,то ли статическая нагрузка при

Слайд 10Физиологическая адаптация проходит в три основных этапа:
Первый этап - ориентировочный, когда

в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, бурно реагируют все системы организма. Эта "физиологическая буря" длится две-три недели. На этом этапе организм ребенка тратит все, что у него есть, а иногда и "берет в долг", что свидетельствует о чрезвычайно высокой "цене" платы за этот период. Поэтому учителю важно помнить о данной особенности.

Второй этап - "буря" унимается, "цена" снижается. Заметное неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит определенные оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее оптимальные варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.



Физиологическая адаптация проходит в три основных этапа:Первый этап - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых

Слайд 11Течение процесса адаптации зависит от многих факторов:
.

Течение процесса адаптации зависит от многих факторов:.

Слайд 12Стили общения учителя с учениками, которые не способствуют адаптации к школе:
авторитарный

(учитель "диктует" требования, не стимулирует инициативу и самостоятельность воспитанников);
скандальный (учитель несдержан, повышает голос до крика; громко делает замечания, редко хвалит детей, акцентирует внимание на недостатках)
непоследовательный (в учителя отношение к детям неодинаково: имеет любимцев и учеников, которых не любит, к которым может относиться пренебрежительно).

В учителя с активно-позитивным стилем взаимоотношений адаптация, как правило, проходит успешно.

Учителю следует отдавать приоритет гуманистическим, демократическим принципам управления учебно-воспитательным процессом, поскольку они в полной мере обеспечивают успешный ход процесса адаптации.

Отношения между детьми в классе состоят в основном при содействии учителя.

Стили общения учителя с учениками, которые не способствуют адаптации к школе:авторитарный (учитель

Слайд 13Физиологическая готовность означает физиологическую зрелость, состояние здоровья, достаточный уровень развития детского

организма.

Интеллектуальная готовность связана с соответствующим уровнем развития познавательной сферы ребенка (аналитико-синтетические умения, умение устанавливать последовательность событий, уровень развития внимания, уровень развития памяти, развитие креативных умений).

Эмоционально-волевая готовность определяется уровнем сформированности произвольности основных психических процессов и поведения, умением контролировать свои эмоции.

Социальная готовность означает способность ребенка жить и развиваться в социальном окружении, иметь соответствующие навыки коммуникации.

Мотивационная готовность выражается в желании ребенка посещать школу, в готовности изменить свою дошкольную, игровую позицию.

"Не готовые" дети - это контингент риска иметь наибольшие трудности в адаптации.

Психологическая готовность ребенка к школе

Физиологическая готовность означает физиологическую зрелость, состояние здоровья, достаточный уровень развития детского организма.Интеллектуальная готовность связана с соответствующим уровнем

Слайд 14Три уровня адаптации
2. Средний уровень адаптации.
 Первоклассник положительно относится к школе, ее

посещение не вызывают негативных переживаний; понимает учебный материал, если учитель выражает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; учебный материал усваивает фрагментарно; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

1. Высокий уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; старательный, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Три уровня адаптации2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывают негативных переживаний; понимает

Слайд 15Особые категории детей, склонные к дезадаптации:
Гиперактивные дети - это

"над" активные дети, которым трудно усидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям.
– это дети, которые часто спорят, бьются, обвиняют других в своих ошибках.

– это дети, которые постоянно
  обеспокоены, пугливы,
  легко расстраиваются.

Агрессивные дети

Тревожные дети

Особые категории детей, склонные к дезадаптации:  Гиперактивные дети - это

Слайд 16Решение проблемы школьной дезадаптации
Решение проблемы школьной дезадаптации связано:
с ранней диагностикой

симптомов и факторов риска,
с разработкой дифференцированных программ обучения,
с поиском эффективных средств психолого-педагогической поддержки дезадаптированных учащихся.

Цель психолого-педагогического сопровождения заключается в том, чтобы помочь каждому ученику социализироваться и адаптироваться к социальной среде путем оптимального развития его потенциальных возможностей.

Дети имеют различные индивидуально-психологические особенности, интересы и склонности, различаются типом поведения и стилем деятельности, уровнем развития в целом, но каждый ребенок имеет право на проявление и полноценное развитие своего потенциала.
Решение проблемы школьной дезадаптацииРешение проблемы школьной дезадаптации связано: с ранней диагностикой симптомов и факторов риска, с разработкой

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть