Слайд 1Приоритетные цели курса «Литературное чтение» в начальной школе (ФГОС).
Критерии оценки урока
литературного чтения с позиций деятельностного подхода.
Куванова И.В., учитель начальных классов МАОУ Гимназии №1, руководитель РМО
Ташла 2019
Слайд 2«Литературное чтение – один из основных
предметов в системе подготовки младшего школьника.
Наряду
с русским языком он формирует
функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Успешность изучения курса литературного
чтения обеспечивает результативность
обучения по другим предметам начальной
школы.
Слайд 3Цели изучения литературного чтения
Приоритетной целью обучения литературному чтению
в
начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется:
владением техникой чтения,
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
сформированностью духовной потребности в книге как средстве
познания мира и самопознания,
От достижения этой цели зависит успешность обучения
школьника как в начальной, так и в основной школе.
Отсюда вытекает существенный вклад уроков
литературного чтения в формирование общих
(надпредметных) умений, навыков, способов
деятельности.
Слайд 4Задачи курса «Литературное чтения»
1. Освоение общекультурных навыков чтения
и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Результат: при освоении предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Формирование, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире.
Результат: школьники умеют работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, самостоятельно находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях; умеют участвовать в диалоге, строить монологические высказывания.
Слайд 5Задачи курса «Литературное чтения»
3. Воспитание эстетического отношения
к действительности, отраженной в художественной литературе.
Результат: учащиеся учатся понимать художественное произведение как особый вид искусства; у них формируется умение определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка).
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Результат: в процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
Слайд 6Основные разделы «Содержания курса»
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает следующие
содержательные линии:
аудирование (слушание),
чтение (чтение вслух, чтение про себя)
работа с разными видами текста
библиографическая культура
работа с текстом художественного произведения
работа с учебными и научно-популярными текстами
говорение (культура речевого общения)
письмо (культура письменной речи)
Слайд 7Основные разделы «Содержания курса»
Раздел «Круг детского чтения» определяет принципы отбора
содержания чтения младшего школьника:
Произведения устного народного творчества (фольклора)
Произведения классиков отечественной литературы ХIХ–ХХ вв.
Произведения классиков детской литературы
Произведения современной отечественной литературы
Произведения зарубежной литературы
Жанровое многообразие (историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, энциклопедическая литература, детская периодика)
Тематическое многообразие: произведения о Родине, о природе, детях, животных, о добре и зле.
Слайд 8Основные разделы«Содержания курса»
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»* содержит круг литературоведческих понятий для их
практического освоения обучаемыми:
средства выразительности: синонимы, антонимы, эпитеты,
сравнения, метафоры, гиперболы
литературоведческие понятия: художественное произведение,
художественный образ, искусство слова, автор, рассказчик,
сюжет, тема, герой
виды высказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог, диалог)
прозаическая и стихотворная речь: ритм, рифма
фольклор и авторские произведения (различение)
малые фольклорные формы: колыбельные, песни, потешки,
пословицы и поговорки, загадки (узнавание, различение,
определение смысла)
сказки (о животных, бытовые, волшебные). Литературная сказка.
жанры: рассказ, стихотворение, басня (общее представление,
особенности построения, выразительные средства)
Слайд 9Основные разделы «Содержания курса»
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на
основе литературных произведений)» описывает опыт творческой деятельности учащихся, который воплощается в интерпретации текста литературного произведения:
чтение по ролям,
инсценирование,
драматизация,
устное словесное рисование,
знакомство с разными способами работы с
деформированным текстом,
изложение с элементами сочинения,
создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии),
создание собственного текста на основе репродукций
картин художников,
создание собственного текста на основе личного опыта.
Слайд 10Результаты обучения
по предмету «Литературное чтение» (Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную
школу)
В результате обучения в начальной школе будет достигнут необходимый уровень литературного развития учащихся, который характеризуется как умения:
осознавать место и роль литературного чтения в познании
окружающего мира, понимать значение чтения для
формирования собственной культуры,
работать с литературным текстом с точки зрения его
эстетической и нравственной сущности,
применять анализ, сравнение, сопоставление для
определения жанра, характеристики героя; пересказывать
текст,
осуществлять поиск необходимой информации в
художественном, учебном, научно-популярном текстах,
работать со справочно-энциклопедическими изданиями.
Слайд 11Ожидаемые итоговые тематические
результаты обучения
Выпускники начнут:
самостоятельно, уверенно и бегло читать разнообразную
художественную
и иную литературу,
выбирать книги, соответствующие своим пристрастиям, уровню
читательской компетенции и определенной цели,
распознавать и различать некоторые литературные стили и
жанры,
выбирать стратегии чтения, адекватные особенностям текста и
цели чтения,
будут способны обсудить прочитанное, анализировать
характерные детали портрета героев художественных
произведений и детали сюжета,
будут ежедневно и в течение длительного времени читать в
школе и дома как для того, чтобы получить удовольствие, так и
для того, чтобы извлечь информацию,
начнут самостоятельно пользоваться справочниками,
словарями, использовать информационные технологии.
Слайд 12Ожидаемые итоговые тематические
результаты обучения
Новый стандарт нацеливает учителя на необходимость усиления внимания
к решению новой важной задачи – формированию читательской самостоятельности.
Младшие школьники должны понимать, что книга
имеет особое значение в жизни людей, что интерес к
чтению является необходимым элементом культуры
каждого человека.
Это становится основой для развития читательских
умений – выбрать книгу, определить ее тему по
иллюстрациям или аннотации, пользоваться
оглавлением и т.п.
Слайд 13Рекомендуемые критерии оценивания
индивидуальный прогресс в совершенствовании способов чтения (послоговое, плавное послоговое,
целыми словами, плавное слитное);
индивидуальный прогресс в выразительности чтения
(интонирование, тембр и громкость, эмоциональная окраска);
индивидуальный прогресс в понимании содержания
прочитанного;
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
ориентация в круге чтения;
интерес к чтению художественной и нехудожественной
литературы, расширение списка прочитанного;
индивидуальные предпочтения в круге чтения.
Слайд 14Источники:
https://yandex.ru/search/?text=%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B0%20%C2%AB%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%C2%BB%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%20(%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1).&lr=48 gym1748v.mskobr.ru
gym1748v.mskobr.ru