Слайд 1 Применение технологии
продуктивного чтения
в ДОО
Мастер-класс
воспитателя
Шилиной Г.И.
Слайд 2Сухомлинский Василий Александрович
Слайд 4
Что такое ТЕХНОЛОГИЯ?
(Последовательность этапов работы).
Что значит продуктивное чтение?
(Продуктивное – от слова
«продукт»).
Что может быть продуктом чтения?
(Результат)
А какой результат может быть у чтения?
(Эмоциональное восприятие текста и понимание смысла прочитанного).
Слайд 5Технология продуктивного чтения
Светловская
Наталия
Николаевна
Чиндилова
Ольга
Васильевна
Слайд 6Чтение дошкольников - восприятие текста на слух и его понимание
(извлечение смысла, содержания).
«Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением-слушанием» (О.В. Чиндилова).
Слайд 7
Технология продуктивного чтения –это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской
деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Слайд 8Отличие традиционного занятия от занятия, построенного в технологии продуктивного чтения-слушания:
Слайд 9Читаем – и представляем картины, героев.
Читаем – и ставим себя на
место героев.
Читаем – и переживаем.
Читаем - участвуем в действии.
Читаем – задумываемся над содержанием.
Читаем – предполагаем конец истории.
Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим…
Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.
Слайд 10Читать – это еще ничего не значит,
что читать и
как
понимать прочитанное –
вот в чем главное.
Слайд 11Что такое понимание текста?
Это выделение трех видов текстовой информации:
-фактуальной (о чем
сообщается в явном виде);
-подтекстовой (о чем сообщается в тесте в неявном виде, то что «читается между строк»);
-концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).
Слайд 12Основные приемы продуктивного чтения-слушания:
- Диалог с автором
Задача взрослого – научить
детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые можно узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и проверку по ходу дальнейшего чтения.
- Комментированное чтение - это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.
Слайд 13Фёдор Иванович Тютчев
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах
благодать,
Увы, не всякий раз дается.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!