Слайд 1ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Подготовили:
учитель-логопед
Бульбова Татьяна Сергеевна
воспитатель
Рябчикова Нелли Павловна
МДОУ № 55 «Полянка»
Слайд 2
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние,
нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Е.И. Тихеева
Слайд 3Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС
Образовательная среда –
совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Слайд 4Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17
октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
1.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
-реализацию различных образовательных программ;
-в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Слайд 5РПП среда в
старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное
развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты
Слайд 6Основные составляющие при проектировании предметно-развивающей среды в группе
ПРОСТРАНСТВО;
ВРЕМЯ;
ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:
рабочая;
активная;
спокойная
Слайд 7Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
Содержательно-насыщенной
Полифункциональной
Трансформируемой
Вариативной
Доступной
Безопасной
Слайд 8Насыщенность среды предполагает:
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
Должна соответствовать возрастным особенностям
и содержанию программы
Слайд 9Полифункциональность материалов предполагает:
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель,
маты, мягкие модули, ширмы и т.д.)
Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т.ч. природные материалы, предметы-заместители)
Слайд 10Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
От образовательной ситуации
От
меняющихся интересов детей
От возможностей детей
Слайд 11Вариативность среды предполагает:
Наличие различных пространств,
Периодическую сменяемость игрового материала,
Разнообразие материалов и игрушек
для
обеспечения свободного выбора детьми,
Появление новых предметов.
Слайд 12Доступность среды предполагает:
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
Свободный
доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
Исправность и сохранность материалов и оборудования
Слайд 13Безопасность среды:
Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.е.
на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Слайд 14
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое
развитие
- физическое развитие
Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:
Слайд 15Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям
в свете требований ФГОС
Слайд 16Социально-коммуникативное развитие:
Центр ППД
Центр
пожарной безопасности
Центр
труда, уголок дежурств
Центр
активности (центр сюжетно-ролевых
игр)
Слайд 17Познавательное развитие:
Центр
«Мы познаём мир»
или
Уголок краеведения
Центр
сенсорного развития
Центр
конструктивной деятельности
Центр
математического развития
Центр
экспериментирования
Слайд 18Речевое развитие:
Центр
речевого развития или уголок речи грамотности
Центр
«Будем говорить правильно
Центр
«Здравствуй, книжка!»
Логопедический уголок
Слайд 19 Художественно-эстетическое развитие включает:
Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки»
Центр
музыкально-театрализованной деятельности
Слайд 20Физическое развитие:
Центр физического развития
Центр
сохранения здоровья
Спортивный уголок «Будь здоров!»
Слайд 26Организация предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете
Таким образом, в кабинете представлены
зоны:
1.Зона индивидуальной работы с детьми по коррекции звукопроизношения
Здесь используются в работе пособия:
“паровозик”
“логокуб”
“домик” -
“логопедическое лото”
“сказочные истории в картинках” -
“кораблики” -
Логопедическая работа в ДОУ осуществляется в специализированном
кабинете речевой коррекции.
Каждое из направлений коррекции отражается в организации функциональных зон логопедического кабинета.
Слайд 272. Учебная зона кабинета рассчитана на проведение групповых фронтальных занятий
по
коррекции нарушения фонематического слуха на основе обучения грамоте.
используемые пособия:
“живые звуки” -
алгоритм анализа звуков -
игровые персонажи: “Незнайка” и “Пеппи”
Слайд 283. Игровая зона кабинета нужна для проведения игр технологии ТРИЗ, подвижных
речевых игр, физминуток, логоритмики.
Слайд 294. Для консультативно-просветительной работы с родителями в кабинете организован
уголок семьи.
Здесь расположено информационное окно, с краткой информацией для родителей, папка с рекомендациями, представлена специальная литература и меняющаяся подборка речевых игр.
Слайд 30
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта
и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.