Слайд 1Правила
по русскому языку
для начальных классов
РЕСУРСЫ
Слайд 2Гласные буквы
Согласные звуки
Фонетический разбор
слова
Парные согласные
на конце слова
Безударные гласные
в корне слова
Запомни!
Жи-ши,ча-ща,
чу-щу!
Прописная буква
Состав слова
Запомни!
-чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -рщ-
Правописание приставок
Приставки и предлоги
Части речи
Имя существительное
Падежи
имён существительных
Три склонения
имён существительных
Род
имён прилагательных
Число
имён прилагательных
Неопределённая форма
глагола
Изменение глаголов
по временам
Изменение глаголов
по числам и лицам
Спряжение глаголов
Личные окончания
глаголов
Местоимение
Наречие
Имя числительное
Союз
Виды предложений
Члены предложений
СОДЕРЖАНИЕ
Слайд 3
Данное пособие содержит все основные правила по русскому языку и составлено
таким образом, чтобы было легче и интереснее усвоить школьную программу.
Слайд 4Гласные буквы
А Е Ё И О
У Ы Э Ю Я
А О У Ы Э – эти гласные обозначают твёрдость согласных звуков.
И – обозначает мягкость согласных звуков.
Е Ё Ю Я – эти гласные обозначают мягкость согласных звуков, а в начале слова или после другой гласной – два звука.
Слайд 5Согласные звуки
звонкие Б В Г Д Ж З
Парные ? ? ? ? ? ?
глухие П Ф К Т Ш С
звонкие Л М Н Р
Непарные
глухие Х Ц Ч Щ
Всегда твердые Ж Ш Ц
Всегда мягкие Й Ч Щ
Буквы Ь, Ъ звуков не обозначают, а обозначают
мягкость или твердость согласной, после которой они
стоят.
Слайд 6ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА
Ком – пью – тер -- 10 звуков, 9
букв, 3 слога
К – согласный, твердый, парный глухой
О – гласный, безударный
М – согласный, твердый, непарный звонкий
П – согласный, мягкий, парный глухой
Ь –
Ю – гласный, ударный
Т – согласный, твердый, парный глухой
Е – гласный, безударный
Р – согласный, твердый, непарный звонкий.
Слайд 7ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА
В конце слов парные согласные
надо писать так же, как они пишутся в однокоренных словах или в другом падеже перед гласной.
ду□– дубок
лу□ – луговой
ро□ – рога
гру□ - грузить
Слайд 8БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
Безударные гласные в корне проверяются ударением
с□ды
– сад
ст□на – стены
з□ма – зимний
м□ря – море
п□ля – поле
к□за - козы
Слайд 9ЗАПОМНИ!
ЖИ – ШИ пиши с буквой И
мыш□
уж□ лыж□ ш□на
ЧА – ЩА пиши с буквой А
дач□ туч□ свеч□ саранч□
ЧУ – ЩУ пиши с буквой У
щ□ка ч□лок ч□деса ч□довище
Слайд 10ПРОПИСНАЯ БУКВА
Помни: пишутся всегда
С большой буквы города,
Реки, страны
и моря…
И фамилия твоя!
страна Латвия
город Рига
река Даугава
Балтийское море.
Слайд 11СОСТАВ СЛОВА
Корень – общая часть родственных слов.
Приставка и
суффикс - значимые части
слов, образуют новые слова.
Окончание - изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
Корень, приставка и суффикс – это основа.
Слайд 12ЗАПОМНИ!
В сочетаниях ЧК ЧН НЧ НЩ
РЩ мягкий знак не пишется.
ночка каменщик спорщик
Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными Е Ё И Ю Я
платье ручьи обезьяна
Разделительный твердый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласную перед гласными Е Ё Ю Я
подъезд подъем объяснение
Слайд 13ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Приставки без- воз- вз- из- низ-
раз- чрез- через- пишутся перед гласными и звонкими согласными.
взлет безводный раздавать
Приставки бес- вос- вс- ис- нис- рас- чрез- через- пишутся перед глухими согласными.
воспитание вспомнить испугать
Слайд 14ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ
Приставка – это часть слова и пишется слитно!
Предлог
– это часть речи и пишется отдельно!
С глаголами предлоги
не употребляются!
Ребята направились на прогулку.
Слайд 15ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
отвечает на вопросы кто? что?
Обозначает предмет.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Обозначает признак предмета.
ГЛАГОЛ
отвечает на вопрос что делать? что сделать?
Обозначает действие предмета.
МЕСТОИМЕНИЕ
указывает на предметы, но не называет их.
Слайд 16ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
мужской род – он мой
– лев
женский род – она моя – кошка
средний род – оно моё – животное
ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
единственное число – берёза, арбуз
множественное число – берёзы, арбузы
Слайд 18ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Слайд 19РОД ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Род имён прилагательных определяется по роду имён существительных, с
которыми они употребляются.
Слайд 20ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Число имён прилагательных определяется по числу имени существительного,
с которым оно употреблено
Слайд 21НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Совершенный
вид – действие уже сделано, закончено, то есть совершенно.
Что сделал? - написал, выучил.
Несовершенный вид – действие еще незакончено.
Что делает? – пишет, учит.
ЗАПОМНИ. Частица не с глаголами пишется всегда отдельно: Не выучил.
Слайд 23ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И ЛИЦАМ
Слайд 26МЕСТОИМЕНИЕ
Местоимения указывают на предметы, признаки и качества, но не называют их.
Личные местоимения
я, мы, ты, вы, он, она, оно, они
Указательные местоимения
этот, это, эта, эти
Вопросительные местоимения
кто, что, какой, который, чей, сколько
Отрицательные местоимения
никто, ничто, никакой, ничей
Неопределенные местоимения
кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь,
кое-что, кое-кто
Слайд 27ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Имена числительные обозначают количество или порядок предметов при счете.
Числительные
Количественные (пять
книг) Порядковые (пятый этаж)
Числительные
Простые Сложные Составные Дробные
(семь) (тридцать) (тридцать два) (три пятых)
Слайд 28НАРЕЧИЕ
Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или качество.
Наречия, образованные от кратких прилагательных с приставками:
На конце наречий после шипящих пишется Ь: настежь, прочь. (кроме: замуж, невтерпеж, уж).
Слайд 29СОЮЗ
Союзы – это служебные части речи,которые связывают однородные члены в
составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.
Взошло солнце и осветило все вокруг.
Мальчик побежал за собакой, но не догнал ее.
Видит око, да зуб неймет.
В лесу растут грибы и ягоды.
Слайд 32ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ
При составлении данного пособия автор-составитель опиралась на теоретический
материал:
Учебники “Ступеньки в мир языка” для 1 – 4 классов составленных
И. Фроловой
Rīga, “Mācību gramata”,SIA, 2005