Презентация, доклад Познавательная деятельность в ранне- младшей группе

Содержание

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он

Слайд 1Познавательное развитие детей 2-3 лет

Познавательное развитие детей  2-3 лет

Слайд 2Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет

знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.










Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно

Слайд 3
Ребенок сам познает мир,
исследуя его, экспериментируя.
Важно, чтобы ребенок

все увидел сам,
сам потрогал и сам получил свои впечатления
Ребенок сам познает мир, исследуя его, экспериментируя.  Важно, чтобы ребенок все увидел сам,   сам

Слайд 4В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.
К познавательным

процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устную и письменную).
Компонент информации включает в себя: собственно информацию, которая состоит из отдельных сведений, фактов, событий окружающего мира. К источникам информации мы относим: непосредственное восприятие самого человека, другого человека, книги, телевидение, радио, компьютеры и т. п. в зависимости от целей и возможностей используется информация того или иного источника.
Компонент «отношения к информации» представляет работе педагога наибольшую сложность, поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детей дошкольного возраста. Если у взрослых «информация» первична, а «отношение» к ней вторично, то у малышей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, «отношение к информации» первично, а сама «информация» вторична. Взрослые могут высказывать, определить свое отношение к чему-либо только при наличии знаний, представлений, опыта. Дети же всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся. И не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие,

Слайд 5Информация
(сведения, факты,
события жизни)


Отношение
к
информации

Что интересует ребенка,

что он выбирает из окружающего
мира для своего познания.
Как получает ребенок информацию, то есть речь идет
о способах познания и средствах познания.
Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает
на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает,
забывает, упорядочивает и так далее.

ПОЗНАНИЕ

Информация (сведения, факты, события жизни) Отношение к информации Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира

Слайд 6Познавательное развитие

Познавательное развитие

Слайд 7
Развитие и обогащение
познавательной сферы детей от
2 до 7 лет






Накопление
информации об
окружающем
мире

Упорядочивание
и
систематизация
представлений
о мире

Развитие и обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет Накопление информации об окружающем миреУпорядочивание и

Слайд 8
2 - 4
года

5 - 6
лет

Упорядочивание
информации

6 - 7
лет

4

- 5
лет


Накопление
информации
об окружающем мире

2 - 4года5 - 6 летУпорядочивание информации 6 - 7 лет4 - 5 летНакопление информации об окружающем

Слайд 9
«Что вижу, с чем действую, то и познаю»

Накопление

происходит благодаря:
Личному участию ребенка в различных ситуациях,
событиях;
Наблюдениям ребенка за реальными явлениями,
предметами;
Собственному манипулированию ребенка с реальными
предметами и его активным действиям в своем
ближайшем окружении.












2-4 года
Первый период –
«накопления» информации

«Что вижу, с чем действую, то и познаю»  Накопление происходит благодаря: Личному участию ребенка в

Слайд 10Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);

Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта:

причинно-следственных, родо - видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;

Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);

Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

Основные развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности

Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо - видовых (классификационных), пространственных

Слайд 11Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлена на развитие внимания, памяти,

творческого воображения, выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку и представлена несколькими темами:

Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).

Человек (человек –живой организм, человек – пользователь природы)

Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).

Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)

Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлена на развитие внимания, памяти, творческого воображения, выработку умения сравнивать, выделять

Слайд 12Содержание познавательно-исследовательской деятельности
Экспериментирование
Состояние и
превращение вещества
Условия жизни и виды
растений

Движение воздуха,

воды

Свойства почвы
и минералов

Коллекционирование (классификационная работа) 

Содержание познавательно-исследовательской деятельностиЭкспериментированиеСостояние и превращение веществаУсловия жизни и виды растенийДвижение воздуха, водыСвойства почвы и минераловКоллекционирование (классификационная работа) 

Слайд 13Методы и приемы организации познавательно – исследовательской деятельности
Опыты и эксперименты
Наблюдения
Метод

проектов

Постановка и решение проблемных педагогических ситуаций

Моделирование (создание моделей объектов живой и неживой природы)

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности

«Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

Использование художественного слова

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие  ситуации

Трудовые поручения, действия

Методы и приемы организации познавательно – исследовательской деятельности  Опыты и экспериментыНаблюденияМетод проектовПостановка и решение проблемных педагогических

Слайд 14 Основным видом познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является экспериментирование
Слово

«эксперимент» произошло от греческого слова experimentym,которое переводится как «проба», «опыт».
Экспериментом называют научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий. В широком смысле эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то  запомнит его надолго. 
Основным видом познавательно-исследовательской    деятельности дошкольников является   экспериментированиеСлово «эксперимент» произошло от греческого

Слайд 15Варианты экспериментальной деятельности

Случайные наблюдения и эксперименты.

Не требуют специальной подготовки.
Однако

это не значит, что случайные эксперименты проводить просто.
Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию
познаватель­ной активности ребенка, он должен сам обладать естественно-
научными знаниями и использовать определенные методы и приемы.

Плановые наблюдения и эксперименты. Педагог как сам так и опираясь
на опыт детей , их творчество планирует и организует опытно-экспериментальную
деятельность во всех режимных моментах и в процессе осуществления НОД с детьми

Эксперименты как ответ на детские вопросы
Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты,
которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный
эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют
в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.

Варианты экспериментальной деятельностиСлучайные наблюдения и эксперименты. Не требуют специальной подготовки. Однако это не значит, что случайные эксперименты

Слайд 16Дети часто самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое:

они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, «меряют лужи», пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Дети часто самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими

Слайд 17Опыт
основной метод исследования, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или

опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.
Опытосновной метод исследования, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может

Слайд 18Отличие опыта от эксперимента
Последовательность. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт

– закрепить ее на практике.
Множественность. Единичное исследование, как правило, называют экспериментом, множественное – опытом.
Цели. При проведении эксперимента возникает определенная цель, опыт может осуществляться спонтанно, наугад.

Опыт - метод исследования, когда может получиться что-то
неизвестное, непонятное и неопознанное, которое еще только
предстоит изучить. (вспомните опыты Павлова над собаками)
Эксперимент - метод исследования, когда человек уже заранее представляет, что должно получиться в результате (например, в ходе химической реакции на уроке химии)
Отличие опыта от эксперимента Последовательность. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике.Множественность. Единичное

Слайд 19Классификация экспериментов и опытов
По характеру объектов используемых в эксперименте:
- опыты

с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.

По месту проведения опытов:
в групповой комнате;
на участке;
в лесу, в поле и т.д.

По количеству детей:
индивидуальные (1-4 ребенка);
групповые (5-10 детей);
коллективные (вся группа).

По причине их проведения:
случайные;
запланированные;
поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По продолжительности:
кратковременные
(от 5 до 15 минут);
длительные (свыше
15 минут).

Классификация экспериментов и опытовПо характеру объектов используемых в эксперименте: - опыты с растениями;- опыты с животными;- опыты

Слайд 20По характеру включения в педагогический процесс:
эпизодические (проводимые от случая к

случаю);
систематические.

По характеру познавательной деятельности детей:
иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
решение экспериментальных задач.

По характеру мыслительных операций:
констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно со­стояние объекта или одно явление вне связи с другими объек­тами и явлениями);
сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю);систематические.По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные

Слайд 21Игры - эксперименты
Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом

(предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
Игры - экспериментыИгры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка –

Слайд 22учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
доступности содержания игр;
сочетание наглядного

материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;
ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;
сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
постепенного усложнения игр;
цикличной организации игр.

Принципы организации игр-экспериментов

учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;доступности содержания игр;сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя

Слайд 23Проблемные педагогические ситуации
Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и

детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.
Проблемные педагогические ситуацииПроблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту

Слайд 24Особенности проблемных ситуаций
кратковременность развертывания и течения.
гибкий сценарий, который меняется в зависимости

от того, что происходит «здесь» и «теперь».
может длиться от 3-5 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей.
могут быть организованы с небольшой подгруппой детей и с группой детей в целом.
включает рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решили поставленную задачу.
Особенности проблемных ситуацийкратковременность развертывания и течения.гибкий сценарий, который меняется в зависимости от того, что происходит «здесь» и

Слайд 25Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии

педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некото­рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предус­матривающую решение одной или целого ряда проблем, пока­зать практическое применение полученных знаний.

Метод проектов

Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия

Слайд 26Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок

еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. 
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия

Слайд 27Познание через игру

Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально

развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности.
В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.
Познание через игру Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами.

Слайд 28Игры с моделированием
Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными),

например:

Игра «Шифровка различных объектов»
(домашних и диких хищных и травоядных животных; овощей и фруктов и т.п.)

Для выполнения задания с начала следует выделить признаки и свойства которые будут зашифрованы и вместе с детьми придумать несложные символические обозначения.
Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал добавляя обозначения какого-либо признака.

Игры с моделированиемМоделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными), например:Игра «Шифровка различных объектов» (домашних и

Слайд 29I вариант.
Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать животного которого нужно будет

зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы отображающие отличительные признаки данного объекта (сезона). Затем выкладывает их перед остальными детьми и они отгадывают объект (сезон).

II вариант.
Кому-то из детей предлагается отвернуться а остальные дети сообща выбирают объект (сезон) который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто (что) зашифрован.

I вариант.Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать животного которого нужно будет зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по

Слайд 30III вариант.
Воспитатель называет или показывает объект (сезон) и выкладывает карточки-символы с

соответствующими признаками, но здесь специально допускает ошибку. Дети должны исправить её.

IV вариант.
Воспитатель называет признаки объекта (сезона) дети схематично зарисовывают их. Затем глядя на свои рисунки отгадывают зашифрованный объект (сезон).

III вариант.Воспитатель называет или показывает объект (сезон) и выкладывает карточки-символы с соответствующими признаками, но здесь специально допускает

Слайд 31Для уточнения закрепления знаний о сезонных изменениях в природе жизни животных

и растений в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения типа:

«Когда это бывает» - детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года дети называют сезон.

«Рассели жителей» -  воспитатель сообщает что художник нарисовал дома для каждого из сезонов но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детям предлагается помочь ему.

Упражнение с мячом «Бывает - не бывает» -
Играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Для уточнения закрепления знаний о сезонных изменениях в природе жизни животных и растений в разное время года

Слайд 32Одним из  средств, активизирующих познавательный интерес дошкольников можно назвать загадки. На

материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.
При  отборе воспитателем  загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности  возраста.
Особый интерес у дошкольников вызывают загадки с подсказкой – с подробным описанием предмета.
Одним из  средств, активизирующих познавательный интерес дошкольников можно назвать загадки. На материале загадок можно решить множество проблем:

Слайд 33Вырос он в березняке. Носит шляпу на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы

узнали? Это...(Гриб) 

Загадки с подсказкой

Всех круглее и краснее,
Он в салате всех вкуснее,
И ребята с давних пор
Очень любят…(Помидор)

Он совсем-совсем зеленый
И овальный, удлиненный.
Помидора верный брат, тоже просится в салат.
Догадался (ась)? Молодец!
Ну, конечно, …(Огурец)

Зеленеют луга, В небе – радуга-дуга. Солнцем озеро согрето: Всех зовёт купаться ...(Лето)

Это что за желтый мячик По лесам за нами скачет. Золотит лучом оконце, Называют его …(Солнце)

Вырос он в березняке. Носит шляпу на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это...(Гриб) Загадки с

Слайд 34Используемая литература: 

И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
Тугушева Г.П. Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

Используемая литература: И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего

Слайд 35Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть