Слайд 1Взаимодействие педагога и
детей в развивающей среде
Искужина Фанура Г.
МБОУ СОШ №2
дошкольные
группы
Слайд 2
Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является
характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача моральных норм и ценностей. Характер взаимодействия определяется тем, в каких условиях оно осуществляется, какие отношения складываются между взрослыми и детьми.
Общение и взаимодействие дошкольника со взрослыми и сверстниками имеют большое значение для воспитания и образования на основе личностно ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребёнка, построение с ним партнёрских отношений, диалога.
Слайд 3
Взаимодействие взрослых с детьми, ориентированное на интересы и
возможности каждого ребёнка, учитывающее социальную ситуацию его развития, определяется в Стандарте как одно из психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной на основе построения субъект - субъектных связей в ходе педагогического взаимодействия. Если организация и содержание педагогического процесса определяются не только педагогом , но и потребностями, интересами, характером активности ребёнка, создаются условия для развития личностного потенциала его участников.
Слайд 4 Согласно Стандарту развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения
и совместной деятельности детей и взрослых.
Предметно-развивающая среда может улучшать взаимодействие, общение, совместную деятельность, если отвечает ряду следующих критериев, отражающих её потенциал:
направленность – соответствие актуальным интересам и потребностям детей;
многофункциональность – условия для организации разнообразных видов деятельности, в том числе совместной;
неоднородность – разнообразие игрушек, материалов, предметов мебели;
динамичность – возможность внесения изменений, дополнений в среду, в том числе в совместной деятельности, и др.
Слайд 5
Воспитатель должен знать особенности и
элементы среды, способы её изменения в совместной деятельности с детьми. В свою очередь дошкольники должны иметь представления о возможности преобразования предметно-игровой среды совместно с воспитателем.
Слайд 6
Для ДОО должны быть характерны
сотрудничество и сотворчество педагогов и детей, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов образовательной среды, постоянные партнёрские отношения между участниками образовательных отношений; проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности; эмоционально-положительный фон взаимодействия.
Слайд 7
Для организации системного изучения процесса взаимодействия педагога и
воспитанников в образовательной среде можно использовать показатели, соответствующие компонентам данного процесса.
Познавательный
- Знания педагогов об особенностях предметно-игровой среды, возможностях её преобразования, многовариантном использовании её элементов совместно с детьми. Представления детей о возможностях внесения изменений в предметно-игровую среду, разных способов использования её элементов совместно с педагогом.
Слайд 8
Деятельностный
- Сотрудничество и сотворчество педагогов и
детей в предметно-игровой среде, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов среды.
Слайд 9
Эмоционально-личностный
- Постоянные партнёрские отношения между
педагогами и детьми, проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности в предметно-игровой среде: эмоционально-положительный фон взаимодействия
Слайд 10
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
Среда должна выполнять
образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Слайд 11
Дошкольный возраст - это то
время, когда закладывается фундамент всей жизни человека. И если уделять внимание предметно-развивающей среде ребёнка, его сенсорной восприимчивости окружающего мира, это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной личности.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Слайд 12
Таким образом, взаимодействие педагогов с детьми в развивающей среде
ДОО должно выстраиваться на основе положений ФГОС дошкольного образования, с учётом положений примерных образовательных программ дошкольного образования, а также получивших признание концепций создания благоприятного развивающего пространства.
Слайд 13
Переход к модели развивающего
воспитания и обучения требует от педагогов создания соответствующей предметной среды детства и реализации на ее основе личностно-ориентированного, системного, интегрированного и деятельностного подхода к ребенку.
Дизайн рассматривается как проектная художественно-техническая деятельность по формированию гармоничной предметной среды дошкольных групп. Исходя из этого была сформулирована цель: создание дизайн- проекта прогрессивной среды детства, обеспечивающей полноценное развитие воспитанников. В качестве объекта была выбрана наша вторая младшая группа.
Основными принципами разработки дизайн -проекта стали:
создание общего энергетического поля, начиная с первого "Здравствуйте, я пришел","Я есть" и заканчивая положением воспитанника и воспитателя относительно друг друга;
создание условий для творчества духовного развития и возможностей черпать из организованной среды информацию, необходимую для постановки задач той или иной деятельности;
соответствие предметно-развивающей среды возможностям ребенка при переходе к следующему этапу развития;
обогащение среды природными, социокультурными средствами для успешной образовательной деятельности;
создание функционального комфорта, т.е., оптимального состояния ребенка в процессе активной деятельности, проявляющегося в положительных эмоциях.
Слайд 15
Для организации творческой деятельности детей
на основе предметно-развивающей среды учитывался ряд факторов, влияющих на формирование базисных психических процессов и пробуждающих детей к творчеству:
формирование среды соответствующими возрасту ребенка средствами с небольшим превышением степени их сложности;
создание модели, свободной от ограничений предметно-развивающей игровой среды, полностью подвластной ребенку;
отсутствия загромождения "лишними"предметами, сочетание проблемных и консервативных компонентов, разнообразие игрушек, игрового оборудования, предметов-заместителей;
включение элементов новизны, которая всегда привлекает детей и достигается сменой обстановки или функционально закладывается на этапе построения среды;
формирование чувства цвета, формы, композиции, ритма.
Слайд 16
Основными компонентами предметно-развивающей среды в группе являются центры
развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, пережить определенное эмоциональное состояние. Данные центры служат основой реализации программного содержания всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Особенностью каждого центра является наличие одного или несколько мини-музеев для углубленного ознакомления воспитанников с определенной темой.
Слайд 17
Таким образом, данный дизайн-проект предметно-развивающей среды способствуют закреплению
знаний детей, полученных в процессе непосредственно образовательной деятельности, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментирования ;дает возможность воспитателю осуществлять личностно-ориентированный подход, а так же способствует раскрытию творческого потенциала педагогов и детей ,формированию умений творчески и оригинально мыслить, решать творческие задачи.
Слайд 18
Благодарю за внимание!
Желаю успеха в профессиональной деятельности!