Презентация, доклад по теме Технология проблемного обучния

Содержание

СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИумении видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Слайд 1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Слайд 2СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ
умении видеть проблемы,
задавать вопросы,
выдвигать гипотезы,
давать определение понятиям,

проводить наблюдения и эксперименты,
делать выводы и умозаключения,
классифицировать и структурировать материал,
работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИумении видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы

Слайд 3ЭТАПЫ УРОКА
Постановка в формировании вопроса или темы урока.
Возникновение проблемной ситуации.


Осознание затруднения и постановка проблемы;
Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;
Доказательство гипотезы;
Проверка правильности решения проблемы.
ЭТАПЫ УРОКАПостановка в формировании вопроса или темы урока. Возникновение проблемной ситуации. Осознание затруднения и постановка проблемы; Нахождение

Слайд 4СТРУКТУРА УРОКА

СТРУКТУРА УРОКА

Слайд 5ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
I. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»
Прием 1:

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
Прием 2: Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.
ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИI. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» 	Прием 1: Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или

Слайд 6Урок математики, 2 класс.
Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.
Учащиеся

выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.
1 способ
Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.
8-3+4=9.
2 способ
К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.
8-3+4=1.
– Что вы замечаете?
– Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.
– Почему получились разные ответы?
– Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?
(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)
– Как вы определите цель нашего урока?

Пример приема «с удивлением»

Сущность приема: одновременное предъявление двух противоречивых фактов.

Урок математики, 2 класс.Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к

Слайд 7Урок русского языка, 3 класс.
Тема. Сложные слова.
На этапе актуализации опорных знаний

учащимся предлагается выделить корень в слове «оленевод». В ходе обсуждения возникают различные мнения.

На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.

Пример приема «с удивлением»

Сущность приема: столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Урок русского языка, 3 класс.Тема. Сложные слова.На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается выделить корень в слове

Слайд 8Прием 3:
Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса

или практического задания «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.
Прием 3: Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Шаг

Слайд 9Урок окружающего мира.
Тема. План и карта.
Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко,

карандаш в натуральную величину.

Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину.

Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Пример приема «с удивлением»

Сущность приема: обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку»).

Урок окружающего мира.Тема. План и карта.Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель

Слайд 10Урок математики, 2 класс.
Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.

Учащимся предлагают

выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.
«В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?»
2+2+2+2=8 (ч) 

«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»
– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?
– А почему, в чем затруднение?
– Получается слишком длинная запись.
– Значит, что нам надо сегодня открыть?
– Надо придумать новый короткий способ записи.

Пример приема «с затруднением»

Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

Урок математики, 2 класс.Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится

Слайд 11Прием 4: Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Прием 5: Дать

практическое задание, не сходное с предыдущими.
Прием 6:
Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.
Прием 4: Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Прием 5: Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Слайд 12Учебную проблему можно поставить тремя методами
1 метод. Побуждающий от проблемной ситуации

диалог.
(Чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу через вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного увидели?», «В чем затруднение?», «Сколько в классе мнений?»)

2 метод. Подводящий к теме диалог.
(Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока)

3 метод. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения к открытию новых знаний через гипотезы.
Учебную проблему можно поставить тремя методами1 метод. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.   (Чтобы задать проблему,

Слайд 13Пример приема «побуждающего от проблемной ситуации диалога»
Урок русского языка, 1 класс.
Тема:

Действие и слово.

Учитель: Какую тему изучали на прошлом уроке?
Учащиеся: Слова-предметы.
На доске записаны имена существительные и глаголы.
Учитель: На какие две группы их можно распределить?
Учащиеся: Слова – предметы и слова – не предметы.
Учитель: На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?
Учащиеся: Кто? Что?
Учитель: Выпишите слова-предметы и подчеркните те, которые отвечают на вопрос кто?
Учитель: Как Вы думаете, на какие вопросы отвечают слова второго столбика? (Создание проблемной ситуации). Что обозначают эти слова?
Пример приема «побуждающего от проблемной ситуации диалога»Урок русского языка, 1 класс.Тема: Действие и слово.Учитель: Какую тему изучали

Слайд 14Урок математика, 1 класс.
Тема: Числовой отрезок.

– В одном большом – пребольшом

городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать.

– Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.

Пример мотивирующего приема «яркое пятно»

Урок математика, 1 класс.Тема: Числовой отрезок.– В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все

Слайд 15Урок математики.
Тема: Правило проверки решения уравнения.

- За 5 секунд (короткое, ограниченное время)

найдите правильно решённое уравнение:
    2 + х = 6         2 + х = 6       2 + х = 6
    х = 6 + 2         х = 6 – 2      х = 6 - 2
   х = 8                х = 4             х = 3
- Почему сразу не можем ответить?
- Назовите тему урока.

На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы:
- проверить правильность, определяя части, целое;
- проверка вычисления;
- догадка – подставить число вместо х.

Далее в процессе фронтальной работы составляется алгоритм проверки. 

Пример мотивирующего приема «актуализация»

Урок математики.Тема: Правило проверки решения уравнения.- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:    2 +

Слайд 16Используемые источники
Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.
Матюшкин

А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.
Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. СПб.: Речь, 2006.
Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. М.: Омега, 1994.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учебниками: Пособия для учителя.- М., 2002.-168 с.
Корбакова И.Н. Методы обучения: описание технологии.- Волгоград: Учитель, 2010 г -118 с.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.-296 с.
 

Используемые источникиБезрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и

Слайд 17 Коллеги, приглашаем Вас на бесплатный вебинар для учителей: http://infourok.ru/webinar/17.html
Для кого вебинар:
Учителя-предметники

общеобразовательных учреждений, заместители директора, педагоги дополнительного образования, педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности, методисты.
Описание вебинара: Федеральные государственные образовательные стандарты поставили на первое место не предметный, а личностный результат. На первый план выходят не столько сами знания, сколько средства и инструменты их самостоятельного приобретения, углубления и обновления знаний, независимо от того, к какой предметной области они принадлежат. Для учителя работа по федеральным государственным образовательным стандартам - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта.

Коллеги, приглашаем Вас на бесплатный вебинар для учителей: http://infourok.ru/webinar/17.html  Для кого вебинар:Учителя-предметники общеобразовательных учреждений, заместители

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть