Слайд 1«Тестирование – как одна из
форм оценивания
планируемых результатов»
Работу выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ
Краснинской СОШ
Попова Л.В.
Слайд 2Введение
В связи с введением ЕГЭ, тестирование, как одна из
форм контроля приобретает особую значимость и использование его в начальной школе является актуальной темой.
Тесты – это не то же самое, что набор упражнений или дидактический материал, это система специальных стандартизованных заданий, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата.
Моя задача - постепенно приучить школьников к тестовой форме работы на всех предметных уроках. Это будет способствовать расширению кругозора учащихся, формированию у моих учеников познавательных и учебных интересов, пробуждать умение осуществлять анализ, сравнение, обобщение полученных знаний. Это приведёт к повышению уровня мотивации школьников в процессе их учебной, внеурочной и индивидуальной творческой деятельности.
Слайд 3Типы тестовых заданий
открытый
закрытый
свободное
изложение
дополнение
альтернативные
ответы
множественный
выбор
восстановление
соответствия
восстановление
последовательности
Слайд 4При составлении тестов
необходимо учитывать
следующее:
• тестовые задания должны легко читаться;
•
задания не должны повторять формулировок, данных в учебнике;
• они должны быть независимыми;
• формулировка задания не должна содержать двусмысленности;
• тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;
• постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа.
Слайд 5В образовательном процессе
тесты имеют большое
значение и выполняют
несколько функций:
•
социальная функция
• образовательная функция
• воспитательная функция
• развивающая функция
• контролирующая функция
• занимательная функция
• функция творческого роста учителя
Слайд 6Функции в образовательном
Процессе:
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом
к уровню подготовки ученика начальной школы. В ходе контроля знаний с помощью тестов определяется соответствии достигнутых учащимися умений и навыков установленным государственным стандартом.
Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества. Тесты совершенствуют умения учеников применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации.
Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений самоконтроля и адекватной самооценки, снижения тревожности.
Слайд 7 Развивающая функция тестов направлена на развитие внимания, памяти, мышления,
творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность, обязательность, самостоятельность и аккуратность.
Контролирующая функция позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала.
Занимательная функция помогает повысить эффективность урока. Эффект от урока будет тогда, когда учащиеся смогут отвечать на вопросы трудные, но посильные, особенно в занимательной форме.
Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки в своей педагогической деятельности.
Слайд 8Тестовый контроль:
Текущий (промежуточный) контроль проводится , как правило, после
изучения нового материала, поэтому предлагаются тесты небольшие по объёму. Младшим школьникам предоставляется право свободного выбора, т.к. это способствует развитию таких важных учебных умений, как целеполагание, контроль и оценка результатов собственной учебной деятельности. Учитель предлагает три варианта заданий различной степени трудности. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок.
Тематический контроль предназначен для заключительного контроля, после изучения определённой темы, его использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такие тестовые задания включаю вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.
Итоговый контроль осуществляется во время повторения и обобщения знаний и умений в конце каждой четверти и учебного года.
Слайд 9Основные достоинства
тестовой формы контроля:
• учёт индивидуальных особенностей учащихся;
• проверка качества усвоения
не только практического, но теоретического учебного материала;
• возможность детальной проверки каждой темы курса;
• осуществление оперативной диагностики результата, овладение учебным материалом каждым учеником;
• экономия учебного времени при проверке знаний и оценке результатов обученности;
• оживление процесса обучения.
Виды тестов:
• тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений или правил.
«Тесты-правила»
Вставьте в правила пропущенные слова:
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ____________ и отвечает на вопросы ____________. Если к существительному можно подставить слова он, мой, этот, то существительное относится к ____________ . Если к существительному можно подставить слова она, моя, эта, то существительное относится к ____________ . Если к существительному можно подставить слова оно, моё, это , то имя существительное относится к ____________ .
Слайд 12• тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений. Мы
их называем «Верю – не верю».
«Верю – не верю»
Если учащиеся согласны с утверждением, они ставят знак « + », если нет, то знак « - ». Можно использовать определенные цвета. Например, согласен – красный, а не согласен – зеленый или геометрические фигуры. Тогда в результате должен получиться определенный цветовой рисунок или геометрический узор, по которому учитель легко может определить ошибки.
Слайд 13• выборные тесты, которые предполагают выбор одного или нескольких ответов из
целого ряда вариантов. В своей работе я использую несколько вариантов этих тестов.
Можно просто писать номер вопроса и ставить букву правильного ответа.
«Сделай свой выбор»
Ветер – это…
А) воздушная оболочка Земли
Б) движение воздуха
В) прибор для определения давления воздушных масс
Г) бурное ненастье с громом и молнией
Слайд 14Можно использовать заранее заготовленные специальные бланки.
«Кто хочет стать отличником?»
Учащимся предлагается
вопрос и четыре варианта ответов. Им необходимо правильный ответ занести любым значком в нужную графу. В первый раз тест требует тщательного объяснения и разъяснения как работать с бланком. Проверяется очень легко и быстро «методом прокалывания».
Слайд 153. Можно предложить для выбора несколько вариантов из целого ряда вариантов.
«Найди меня!»
Найдите среди записей уравнения:
1. 30 – х = 21
2. 47 – 4 = 43
3. 50 + х > 20
4. 60 – а = 10
5. у – 4 = 9
6. 16 – 8 < 54
7. а + в = 18
8. 21 – х = 16
9. 18 – 10 = 8
10. 15 = к + 5
Слайд 16• занимательные тесты, тесты, которые ведут к созданию схем, графиков, рисунков,
слов. В таких комплексных заданиях каждый находит интересное для себя: раскрашивание, рисование, поиск ответов на теоретические вопросы, практическое использование знаний.
Это может быть:
решение «круговых примеров»
«Авиагонки»
2. раскрашивание рисунков в соответствии с заданием
«Цветные карандаши»
Слайд 173. расшифровывание слов
«Дешифровщик»
Решите примеры и расшифруйте слово:
Слайд 184. нахождение и исправление ошибок
«Мы – учителя»
Исправьте, где есть ошибки:
• 30
+ 31 < 60 – 40
• 12 + 6 = 20 – 2
• 20 – 20 > 5 – 0
• 54 + 32 = 32 + 45
ягода, мишенька, Волга, петербург, Василий, иванович, кукушкин, собака, Дедушка
Слайд 195. установление связи между словами, предметами или явлениями
«Установим связь»
Соедините
стрелками название месяца и времени года:
март осень
июль зима
январь лето
октябрь весна
Соедините стрелками части задачи:
решение задачи На одной ветке сидело 6 птиц, а на другой
на 2 меньше
условие задачи Сколько птиц сидело на другой ветке?
вопрос задачи 4 птички
ответ 6 – 2 = 4 (п)
Слайд 206. нахождение закономерности и продолжение заданного ряда
«Продолжи ряд»
Установите закономерность и
продолжите ряд:
1…3…5…7…9…11…13…
7. определение последовательности и расположение элементов текста в определенном порядке
«Перевертыши»
Расположите органы пищеварения в правильном порядке по ходу поступлению пищи в организм:
• желудок
• рот
• кишечник
• пищевод
• кишка
Слайд 218. восстановление записи
«Резинка-хулиганка»
Вставьте в выражения пропущенные числа и знаки:
* + 3 = 5
9 * 2 = 7
13 - * = 10
10 * 5 = 15
9. восстановление схемы
«Схема - прятки»
насекомые
Слайд 22Вывод:
Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что
дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тесты повышают качество знаний. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании “новых” методов со “старыми” позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально.