Презентация, доклад по теме Рефлексия в начальных классах (Из опыта работы)

Содержание

В настоящее время стремительно возрастает объём информации. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать

Слайд 1Работаем по ФГОС
Приемы
рефлексии на уроках
в начальных классах





Автор:
Панькина О.Ф.

Работаем по ФГОСПриемы рефлексии на уроках в начальных классахАвтор:Панькина О.Ф.

Слайд 2В настоящее время стремительно возрастает объём информации. В этих условиях человеку

необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать её, уметь адекватно себя оценить и прогнозировать развитие дальнейших событий.

Вступление

В настоящее время стремительно возрастает объём информации. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной

Слайд 3 Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь

иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. (В словаре С. И Ожегова указано, что в слове рефлексия ударение нужно ставить на слог ле).
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов

Что такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление

Слайд 4 Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ учащимися собственного состояния,

переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»:
Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.
При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.
Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».

Что такое рефлексия?

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это

Слайд 5Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки

к осмыслению событий, проблем, жизни.

Рефлексия

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.Рефлексия

Слайд 6В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:
адекватно воспринимать себя;
ставить

цель деятельности;
определять результаты деятельности;
соотносить результаты с целью деятельности;
определять наличие ошибок в собственном поведении;
описывать прожитую ситуацию.

Регулятивные УУД

В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения: адекватно воспринимать себя; ставить цель деятельности;определять результаты деятельности; соотносить результаты

Слайд 7На уроках в 1-2классах уместно использование карточек с изображением лица, различных

картинок
«солнышко» - мне всё удалось,
«солнышко и тучка» - мне не всё удалось
«тучка» - у меня ничего не получилось

Примеры рефлексии

На уроках в 1-2классах уместно использование карточек с изображением лица, различных картинок «солнышко» - мне всё удалось,

Слайд 8Анализируя деятельность на уроке в целом или на его отдельных этапах,

обучающиеся либо «наряжают» елку, отмечая успешно или неуспешно выполнено задание

Приёмы рефлексии

Анализируя деятельность на уроке в целом или на его отдельных этапах, обучающиеся либо «наряжают» елку, отмечая успешно

Слайд 13Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного,

нейтрального.


Приёмы рефлексии

Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.  Приёмы рефлексии

Слайд 14Приёмы рефлексии

Приёмы рефлексии

Слайд 18Приёмы рефлексии Дерево «успеха».

Приёмы рефлексии Дерево «успеха».

Слайд 19Сначала на полянке появляются цветы, на следующем уроке появляются бабочки
Полянка «успеха»

Сначала на полянке появляются цветы, на следующем уроке появляются бабочкиПолянка «успеха»

Слайд 24«Букет настроения»
В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и

красные.
В конце урока учитель говорит:
«Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе зеленый цветок,
если не понравилось, то - розовый».

Приёмы рефлексии

«Букет настроения» В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные.  В конце урока учитель

Слайд 25На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и

голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
Розового цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Приёмы рефлексии Приём «Солнышко »

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к

Слайд 29«Лесенка успеха»
С помощью данного символа можно определить, на каком

уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д

Приёмы рефлексии

«Лесенка успеха» С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует

Слайд 30Лесенка успеха 1 «А» класса

Лесенка успеха 1 «А» класса

Слайд 32«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные

достижения на уроке,
за неделю,
четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.

Приёмы рефлексии

«Звездочки» На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и

Слайд 33Личные достижения за II триместр

Личные достижения за II триместр

Слайд 34На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов –розовые

и зелёные.
Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично,
у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием,
у меня грустное настроение.

Приёмы рефлексии Приём «Яблоня успеха»

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов –розовые и зелёные. Они приклеивают яблоки на

Слайд 37«Светофор»

Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный,

желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета.
Красный – нет (что не понравилось, ошибки),
желтый – не совсем (сомнения, трудности)
зеленый – да (что понравилось, что получилось).

Приёмы рефлексии Приём «Светофор»

«Светофор» Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной

Слайд 38«Букет настроения»
В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и

красные.
В конце урока учитель говорит:
«Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе зеленый цветок,
если не понравилось, то - розовый».

Приёмы рефлексии

«Букет настроения» В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные.  В конце урока учитель

Слайд 39Свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы

ребята оценивают при подведении итогов работы. Они по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из «Рефлексивного экрана» на доске: 1) сегодня я узнал…, 2) было интересно…, 3)было трудно…, 4)я выполнял задания…, 5) я понял, что…, 6) теперь я могу…, 7) я почувствовал, что… , 8) я приобрел…, 9) я научился…, 10) у меня получилось …, 11) я смог… , 12) я попробую…, 13) меня удивило…, 14) урок дал мне для жизни…,15) мне захотелось…

Приёмы рефлексии

Свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы ребята оценивают при подведении итогов работы.

Слайд 401. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок

для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным

Небольшая анкета

1. На уроке я работал2. Своей работой на уроке я3. Урок для меня показался4. За урок я5.

Слайд 41Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот,

у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.

Приём «Дело в шляпе»

Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа,

Слайд 42Приём «Шкала »
позволит рассмотреть и оценить по 10- бальной шкале

работу на уроке с разных позиций:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10

Приёмы рефлексии

Приём «Шкала » позволит рассмотреть и оценить по 10- бальной шкале работу на уроке с разных позиций:

Слайд 43Приёмы рефлексии Приём «Паровозик»

Приёмы рефлексии Приём «Паровозик»

Слайд 44Приёмы рефлексии Приём «Мишень»

Приёмы рефлексии Приём «Мишень»

Слайд 45Эмоционально-художественное оформление.
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута

грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению

Приёмы рефлексии

Эмоционально-художественное оформление.Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным,

Слайд 46В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из

ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить.
Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Рефлексия "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за

Слайд 47Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В

графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Рефлексия "Плюс – минус – интересно".

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все,

Слайд 48В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала.


Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Рефлексия "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.1-я строка

Слайд 49
Спасибо за внимание
Рефлексия как обязательное условие саморазвития. «Если ты умеешь

правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» Антуан де Сент-Экзюпери.
Спасибо за внимание  Рефлексия как обязательное условие саморазвития.   «Если ты умеешь правильно судить себя,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть