Презентация, доклад по теме Обучение и воспитание детей с ОВЗ в сенсорно-развивающей среде

Содержание

"Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что здоровый нищий счастливее больного короля. "Шопенгауэр

Слайд 1Обучение и воспитание
детей с ОВЗ в активной сенсорно - развивающей среде


Работу

выполнила: Липина Ольга Юрьевна
Обучение и воспитаниедетей с ОВЗ в активной сенсорно - развивающей средеРаботу выполнила: Липина Ольга Юрьевна

Слайд 2"Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
что здоровый нищий

счастливее больного короля. "
Шопенгауэр

Слайд 3Все чаще и чаще на страницах педагогической литературы встречаются тревожные цифры
о

состоянии здоровья подрастающего поколения, особенно о так называемых школьных
формах патологии. Что происходит в наших школах сегодня?
"... Из миллиона относительно здоровых детей приходящих в первый класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого из них (это 250 тыс.) врачи фиксируют отклонения в работе сердечно-сосудистой системы. ... В России лишь 10% выпускников школ могут считаться
здоровыми. Половина имеет отклонения, 40% - хроническую патологию.
С нарушением опорно-двигательного
аппарата - в 1,5 - 2 раза. С нервными заболеваниями - в 2 раза.
Патология органов зрения у школьников - до 33%, ведущее место занимает близорукость. За время обучения число
детей с близорукостью увеличивается в 5 раз.
Все чаще и чаще на страницах педагогической литературы встречаются тревожные цифрыо состоянии здоровья подрастающего поколения, особенно о

Слайд 4Владимир Филиппович Базарный (учёный, врач, музыкант и педагог-новатор) делает одну из

своих главных теоретических предпосылок: неправильная поза работы за столом - первична, а близорукость - вторична.
Владимир Филиппович Базарный (учёный, врач, музыкант и педагог-новатор) делает одну из своих главных теоретических предпосылок: неправильная поза

Слайд 5В 1989-1992 годах в печати появились публикации о здравоохранительной системе обучения

и воспитания детей, разработанной учеными Красноярского института медицинских проблем Севера под руководством Владимира Филипповича Базарного.



В 1989-1992 годах в печати появились публикации о здравоохранительной системе обучения и воспитания детей, разработанной учеными Красноярского

Слайд 6В 1976 году группа ученых этого института провела обследование полутора тысяч

детей дошкольного и школьного возраста. Выяснилось, что две трети ребят склоняют голову над столами значительно ниже допустимого предела: расстояние "глаз-тетрадь (книга) составляло 22 см и меньше. Но абсолютное большинство из этой тысячи имели 100% зрение.
В 1976 году группа ученых этого института провела обследование полутора тысяч детей дошкольного и школьного возраста. Выяснилось,

Слайд 7В.Ф. Базарный предлагает два варианта практических решений этого вопроса. Первый способ

не требует никаких материальных затрат. Просто там, где это возможно на каком-то этапе урока менять позу детей (сидя-стоя). Например, устный счет на уроке математики проводить стоя.
Второй способ - использование настольной конторки, с оптимальной для зрительного труда наклонной поверхностью и меняющейся высотой рабочей поверхности 10 - 15 минут, потом меняются местами с товарищем по парте. Учителю необходимо строить урок с таким расчетом, чтобы ученики несколько раз организованно переходили из положения сидя в положение стоя. Однако главным здесь оказывается не столько продолжительность пребывания в таком положении, сколько сам факт смены позы.
Владимир Филиппович считает, что через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: "... Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях зрительного поиска на просторе..." (журнал "Начальная школа", 1992, № 2, стр.76)
Глаз, как орган, заканчивает свое структурное формирование к 11 - 12 годам.
В возрасте 6 - 7 лет орган находится в стадии интенсивного развития.
В.Ф. Базарный предлагает два варианта практических решений этого вопроса. Первый способ не требует никаких материальных затрат. Просто

Слайд 8 В виду того, что дети мало двигаются, мало бывают на

свежем воздухе и значительную часть дня проводят в закрытых помещениях в условиях сенсорно обедненной среды образовательных учреждений. Все это приводит к отклонениям со стороны нервной системы, снижению иммунозащитных сил организма (Труфакин В., Манчук В., 1997).
Рост учебной нагрузки, сокращение сроков усвоения материала (интенсификация учебной деятельности), гиподинамичный характер обучения обнаруживают явное противоречие между возросшими требованиями школы и обусловленными нездоровьем большинства детей сниженными функциональными возможностями их организма.
Указанное противоречие определяет актуальность проблемы, которая заключается в эффективном поиске, предметной разработке и гигиенической оценке новых педагогических технологий, позволяющих повысить здоровьесберегающие возможности процесса обучения.
В виду того, что дети мало двигаются, мало бывают на свежем воздухе и значительную часть дня

Слайд 9 Единственная здоровьеразвивающая технология которая обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного

учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение: «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» В.Ф. Базарного:

- признана научным открытием Академией медицинских наук; - защищена патентами и авторскими правами; - одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН; - утверждена Правительством как общая федеральная программа 1989 г.; - прошла практическую апробацию в течение 30 лет на базе более тысячи детских садов и школ; - имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ; - позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника; - дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом.

Единственная здоровьеразвивающая технология которая обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов

Слайд 10Что дает технология В.Ф. Базарного?
- Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья

учащихся. - Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. - Психологический комфорт в образовательном учреждении. - Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии; - Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения. - Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей в стенах школы. - Обеспечивает финансовую стабильность.
Что дает технология В.Ф. Базарного? - Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся. - Повышение уровня успеваемости и

Слайд 11 Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.


Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода — обследование и сравнение.

Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка.   Сенсорное развитие (от лат. sensus —

Слайд 12Каковы же особенности организации предметно-развивающей среды в школе?

***Предметно-развивающая среда школы (учебная деятельность в школе, выполнение домашних заданий, самоподготовка и т.д.) является основным источником познавательной, культурной информации. ***Младший школьный возраст является сенситивным периодом для восприятия информации в стенах образовательного заведения. ***Деятельность растущего человека внутри специально организованной среды взывает к активности ребенка, поощряет его энергию, насыщает ее увлекательными культурными объектами.
Каковы же особенности организации предметно-развивающей среды в школе?

Слайд 13Большую часть времени ребенок проводит в школе, значит, развитие младшего школьника

во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебном кабинете, где все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками. *** Дизайн учебных кабинетов способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.
Большую часть времени ребенок проводит в школе, значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации

Слайд 14Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе,

поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Для младших школьников определяющей является досугово-развивающая среда. Дети начальных классов активно включаются в жизнь класса, школы; любят объединяться, сообща участвовать в творческой деятельности, проявляют интерес к общению с детьми, к творческим объединениям, кружкам.
Именно поэтому в начальной школе необходимо создавать богатую и разнообразную предметную, информационную и инструментальную среду, которая располагает учащихся к познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, решению учебных задач, формированию необходимых коммуникативных умений и навыков работы с информацией.
Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности,

Слайд 15Таким образом, анализ научных исследований о создании предметно-развивающей среды позволил нам

сделать определенные выводы:
Предметно-развивающая среда объединяет в себе такие понятия, как среда, игра, пространство, творчество и связана с окружающими социально-бытовыми, общественными, материальными и духовными условиями существования ребенка. Предметная среда побуждает к игре, формирует воображение и является как бы материальной средой мысли ребенка.
Таким образом, анализ научных исследований о создании предметно-развивающей среды позволил нам сделать определенные выводы:Предметно-развивающая среда объединяет в

Слайд 16Цели создания развивающей среды в начальной школе:
сохранение здоровья детей;
организация

постепенного перехода от дошкольных к школьным формам организации деятельности;
формирование предпосылок для успешного освоения детьми общеучебных умений и навыков.

Цели создания развивающей среды в начальной школе: сохранение здоровья детей; организация постепенного перехода от дошкольных к школьным

Слайд 17Пространство для занятий:
*организовано

заранее;
*предметы мебели должны быть достаточными по размеру и пригодными для легкой трансформации и передвижения (для смены видов деятельности и организации совместных игр детей);
*в качестве наглядных и иных пособий используются крупные предметы в связи с недоразвитием мелкой моторики у детей;
*недостаточная способность к сосредоточению младших школьников требует расположения предметов, не используемых на данном занятии, вне поля зрения и вне досягаемости детей.

Пространство для занятий:        *организовано заранее;  *предметы мебели должны быть

Слайд 20Пространство для игры:
*возникает по мере необходимости как результат «обживания» детьми пространства

класса;
*желателен вклад каждого ребенка в создание игрового пространства (поделки, рисунки, любимые игрушки);
*в первое время важно позволять детям приходить в этот уголок индивидуально, независимо от того, чем заняты остальные дети;
необходимо наличие коврового покрытия для обеспечения возможности сидеть и лежать на полу;
*сенсорное насыщение игрового пространства (оборудовано мягкими формами различных цветов, фактуры поверхности и размеров).
Пространство для игры:*возникает по мере необходимости как результат «обживания» детьми пространства класса;*желателен вклад каждого ребенка в создание

Слайд 21Пространство для отдыха:
*место (уголок) для отдыха возникает в результате потребности детей;
*важно

позволять детям приходить в этот уголок индивидуально, независимо от того, чем заняты остальные дети.
Пространство для отдыха:*место (уголок) для отдыха возникает в результате потребности детей;*важно позволять детям приходить в этот уголок

Слайд 22Ожидаемые результаты :
*стабилизация показателей здоровья учащихся
*психологический комфорт
*общее развитие каждого ребенка
Технология

В.Ф. Базарного заботится о здоровье детей, а значит – полезна и имеет право на существование в наших школах.
Ожидаемые результаты :*стабилизация показателей здоровья учащихся *психологический комфорт*общее развитие каждого ребенкаТехнология В.Ф. Базарного заботится о здоровье детей,

Слайд 23Благодарим за внимание.
Успехов! Удач!



Благодарим за внимание.Успехов! Удач!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть