Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Промышленновская средняя общеобразовательная школа №56»
пгт. Промышленная Промышленновского района
Кемеровской
области
Формирование портфолио ученика НОО
как инструмент оценки результата деятельности
Выполнила:
Парамонова Любовь Владимировна,
учитель начальных классов
ПРОМЫШЛЕНАЯ 2018
Слайд 2 Портфолио – (от франц. porter
– излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений (словарь иностранных слов).
Портфолио – это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных или не сертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника школы.
Портфолио – индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика личных достижений в деятельности на уровне качества результата.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося за определенный период времени.
Слайд 3Цели и задачи портфолио
Портфолио — это не
только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Слайд 4
Функции портфолио
• оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения;
• диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;
• целеполагания – поддерживает учебные цели;
• мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;
• содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
• развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
• рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Слайд 5Этапы создания портфолио
I этап. Подготовительный (1-й класс)
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
2. Выявление
особенностей индивидуального развития детей (анкетирование родителей, психологический мониторинг);
3. Работа с учащимися по созданию «Папок достижений»;
4. Участие в проекте «Презентация Я».
II этап. Апробация технологии «Портфолио» (2-й класс)
1. Разработка модели, содержания, алгоритма создания ученического портфолио;
2. Информирование учащихся и родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения;
3. Поэтапное внедрение проекта «Портфолио»;
4. Работа по развитию навыков и оценочной (самооценочной), деятельности учащихся;
III этап. Работа по личной программе развития (3-й - 4-й класс)
1. Диагностика интересов, потребностей и склонностей:
карта интересов; увлечение учащихся;
2. Анализ результатов диагностики интересов и возможностей;
3. Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
4. Работа по личной программе развития «Мои успехи»
IV этап. Презентация «Портфолио». Рефлексия. (4-й класс)
1. Анализ результативности работы по накоплению портфолио.
2. Презентация «Портфолио».
3. Мониторинг результатов внедрения проекта «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы»
Слайд 13Структура, содержание
и оформление портфолио
Слайд 14Структура, содержание
и оформление портфолио
Слайд 15Структура, содержание
и оформление портфолио
Слайд 16Структура, содержание
и оформление портфолио
Слайд 17Метапредметные результаты:
Обязательная часть (пополняется педагогами):
а) данные входной и выходной диагностики
УУД в каждом классе (сами работы ученика и их систематизированные результаты – таблицы результатов);
б) возможные (но необязательные) материалы наблюдений педагогов за овладением УУД:
- учитель начальных классов и педагог-воспитатель ГПД − все УУД по результатам каждодневных наблюдений (один раз в год по таблицам результатов);
- школьный психолог − личностно-мотивационная сфера, личностная самооценка (только положительные выводы по наблюдениям и тестированию);
- любой педагог – наблюдение за участием в групповой работе (коммуникативные УУД – представляются только положительные результаты).
Часть, пополняемая учеником:
а) самооценка учеником развития своих УУД: избранные страницы недельных разворотов: «Мои успехи на этой неделе». (Например, «научился чистить картошку»; «стало меньше ошибок в контрольной по математике», «выступила на концерте», «прошёл новый уровень в компьютерной игре», «сам починил табуретку», «мама похвалила, что вымыла посуду», «ни разу не подрался» и т.д.).
б) материалы ученических надпредметных проектов: исследований, поделок, мероприятий, решение реальной жизненной задачи или её модели (вся совокупность УУД). Материалами могут быть: сами исследовательские работы; записи решения задачи, фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществлённых мероприятий − всё, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить. Каждый материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка надпредметного проекта».
Слайд 182. Предметные результаты:
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.
Обязательная часть (пополняется учителем):
- стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года);
- таблицы предметных результатов из дневников с ответами ученика по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках;
- итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4-го класса).
Часть, которая пополняется учеником:
– изложения, сочинения, диктанты, записи решения задач, созданные математические модели (рисунки, схемы), результаты мини-исследований, дневники наблюдений, творческие работы и т.п.
Слайд 19 3. Личностные результаты:
• любые творческие работы ученика, фото, видео его
самых разных выступлений, поделок и т.п.
Каждый материал ученика сопровождает «Лист самооценки».
«Лист самооценки предметных достижений»
1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….
2. Я с заданием справился / не справился.
3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …
4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого): …
5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка): …
«Лист самооценки творческого дела»
1. В начале этого дела у меня была цель ….
2. Особенно хорошо мне удалось …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
4. Свой результат могу оценить так (на выбор): …
Слайд 20Критерии оценки достижений учащихся
Количественная оценка материалов Портфолио складывается из следующих обязательных
составляющих:
Титульный лист, разделы «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь»
- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов, наличие листов самооценки.
От 1-го до 5-ти баллов
Раздел «Моя учеба»
- разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов, самостоятельных отзывов.
Раздел «Мое творчество»
- наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений, фото изделий, фото выступлений. От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от
полноты сведений и разнообразия материала
Раздел «Мои впечатления»
- наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок, спектаклей, экскурсий, встреч, праздников и т.д.
От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты
сведений и разнообразия материала.
Раздел «Мои достижения»
Количество грамот, сертификатов, дипломов
1 балл за каждую грамоту школьного уровня;
2 балла – муниципального уровня;
3 балла – Всероссийского уровня.
Слайд 21По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфеля достижений,
делаются выводы о:
• сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения получения основного общего образования;
• сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
• индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Слайд 22Итоговая оценка
начального уровня обучения школьников
- это словесная характеристика
достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:
1) комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» – совокупность всех образовательных результатов);
2) результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);
3) результатов диагностических работ по оценке уровня сформированности УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).
Слайд 23 Итоговая оценка начального уровня обучения школьников
Слайд 24Преимущества портфолио
1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и
оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие учебной деятельности.
2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебной деятельности.
3. Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
4. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
5. Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.