Слайд 1
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
ГЖЕЛЬ
ХОХЛОМА
ЖОСТВО
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
ПАЛЕХ
ЖОСТОВО
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Слайд 2Хохлома
Хохлома – старинный русскийХохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе
Нижнего Новгорода.
Хохлома представляе собой декоративную роспись Хохлома представляе собой декоративную роспись деревянной посуды Хохлома представляе собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели Хохлома представляе собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, вы-полненную чёрным и красным цветом по зо-лотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой Хохлома представляе собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, вы-полненную чёрным и красным цветом по зо-лотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебрис-тый оловянный Хохлома представляе собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, вы-полненную чёрным и красным цветом по зо-лотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебрис-тый оловянный порошок Хохлома представляе собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, вы-полненную чёрным и красным цветом по зо-лотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебрис-тый оловянный порошок. После этого изде-лие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, прида-ющий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Слайд 3 Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и
нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами.
Слайд 4 Как же начиналось это удивительное хохломское художество? Разное
рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он её угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда.
Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить.
Сказка
Слайд 5Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы
и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Слайд 6Гжельская роспись
Гжель - старинный гончарный район, возникший в 50 верстах от
Москвы. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не всё население почти трёх десятков окрестных деревень и сёл издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более, что и в топливе недостатка не было - вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь».
Слайд 7Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из
знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин. Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской национальной манере. Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, пепельницы, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки.
Слайд 8Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт, которая
затем приобретает характерный для гжели сини цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.
Слайд 9Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась
теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!
Слайд 10
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в
районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись
(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.
Слайд 11Городец - один из малых исторических городов России, древнейший город Нижегородского
края. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода. На рубеже XIX-XX веков Городец - крупный центр сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки. Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись"
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Слайд 14ПАЛЕХ
Старинное предание рассказывает: в земли Владимиро-Суздальского княжества пришли люди, спасаясь
от набегов вражеских орд. Среди лесных чащоб расчистили место для поселения и пашни, а пни от вековых деревьев сожгли, спалили. Потому и назвали село Палехом, а тихую и чистую речку Палешкой.
Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. О том, как выглядела обычная иконописная мастерская, можно узнать из повести «В людях» Максима Горького: «Комнаты тесно заставлены столами, за каждым столом сидит, согнувшись, иконописец, за иными - по двое. С потолка спускаются на бечевках стеклянные шары; налитые водой, они собирают свет лампы, отбрасывая его на квадратную доску иконы белым, холодным лучом». Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки - такого мастера называли «личник».
Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, в «золотой», как ее иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха - братья Белоусовы.
Слайд 16 Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным.
Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить», — еще в 1901 году писал А.П. Чехов.
Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров-иконописцев.
...Вьется алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывет на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждет удалого молодца... Под кистью масстера рождаются пейзажи родной стороны — и сияет золотое солнце, текут быстрые реки...
Слайд 17Реальные, настоящие герои представлены на миниатюрах в образе былинных витязей. Так
соединяется сказка с былью, фантазия с действительностью.
Пишут палехские мастера яркими темперными красками, иногда густыми, плотными мазками, а чаще — тонкими, подобно акварели, прозрачными слоями — «плавью» , как говорят палешане. Золотые блики, орнаменты расцвечивают миниатюру, и шкатулочка из папье-маше превращается в драгоценную, чудесную, сказочную вещь.
Палехские ларцы-шкатулочки, броши и сувениры охотно покупают туристы из других стран — в память о России.
Слайд 18
Жостовская роспись
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ - русский художественный промысел лаковой росписи
по металлу, сложившийся в начале 19 века в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.
Слайд 20
Д Ы М К О В С К А Я
И Г Р У Ш К А
Ды́мковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Слайд 21
Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного
мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700-800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.
Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.
Слайд 25
История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ
современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.
Слайд 26
А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря -
одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси ещё 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются «мужик и медведь» в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка «Кузнецы».