Слайд 1
Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях
реализации ФГОС.
Слайд 2
Образование, как процесс включает обучение, воспитание и развитие школьников. Следовательно, основными
приоритетами в образовании являются: научить ребенка учиться, научить общаться и жить вместе, научить получать знания.
В условиях реализации нового всеобщего образовательного стандарта актуальным выступает формирование умений самоорганизации у младших школьников как личностного, субъектного образования.
Под умениями самоорганизации учебной деятельности будем понимать такие, посредством которых субъект (ученик) самостоятельно упорядочивает и согласует процесс учебных заданий, соответствующий этапам структуры организации деятельности: целеопределению, планированию, выполнению, контролю, оцениванию.
Слайд 3
Умение самоорганизации учебной деятельности включают:
* определение цели выполнения учебного задания;
* планирование
выполнения учебного задания;
* целесообразное выполнение учебного задания;
* контроль хода и результатов выполнения учебного задания;
* оценивание хода и результатов выполнения учебного задания.
Слайд 4
В образовательном стандарте начального общего образования определено, что важным приоритетом в
образовании остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников. Овладение умениями самоорганизации учебной деятельности у младших школьников является обязательным минимумом.
Слайд 5
Для совершенствования процесса формирования умений самоорганизации существуют различные дидактические приемы, позволяющие
компенсировать и корректировать процесс овладения учениками умениями самоорганизации учебной деятельности.
Слайд 6Комментирование выполнения учебного задания;
Обеспечение условий для пооперационного контроля хода выполнения задания;
Сверка
полученного результата с образцом;
Организация самопроверки и взаимопроверки;
Определения возможности выполнения учебного задания другими способами;
Уточнение причин от которых произошло отклонение от цели учебного задания;
Освоение оценочных суждений;
Применение критериев оценивания;
Применение различных шкал (линеечка достижений, лесенка успеха), для оценивания уровня учебного задания, его результата.
Слайд 7Так может разворачиваться самоорганизация учебной деятельности ученика на уроке Окружающего мира
по теме: «Явления природы» 1 класс
Задание: выбери и раскрась явления природы. Назови их.
Слайд 81. Целеопределение
Чтобы осознать цель этого задания ученик должен вспомнить:
полученную информацию об
природных объектах и явлениях в природе;
Свои наблюдения в природе или иллюстрации в учебнике, книгах;
Выбрать нужные сведения
Слайд 92. Планирование
Выделение трех операций: разукрасить, исключить лишнее, назвать явление природы.
Определение порядка
операций.
Выстраивание последовательности операций: узнать природные явления, исключить лишнее, раскрасить явления природы в соответствующие цвета.
Определить для себя удобный способ разукрашивания (с чего начать, как разукрашивать, в каком темпе работать)
Слайд 103. Выполнение и осуществление контроля и оценки хода собственной деятельности.
Подбирает нужные
карандаши, убеждается, хватит ли этих цветов, чтобы выполнить это задание.
Зрительно помнит эти явления, испытывает определенные эмоциональные ощущения.
Соотносит условия и план задания, т. е. работает по составленному плану
По ходу раскрашивания проверяет правильность получаемых соотношений
Слайд 114.Оценивание результата
Сопоставление результата своей работы с образцом
(рисунки, иллюстрации этих природных явлений,
его собственный образ из представлений, имеющихся в его сознании)
Контрольно-оценочные действия: как я выполнял задание? Что у меня получалось? Что вызывало затруднения?
Слайд 15Заключение
В условиях личностно-ориентированного начального образования актуально формирование именно умений самоорганизации учебной
деятельности у школьников как личностного, субъектного образования, так как они выступают средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивают развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияют на воспитание личностных качеств (инициативности, самостоятельности, организованности) и способствуют становлению рефлексивной деятельности школьников.
Высокий уровень освоения умений самоорганизации учебной деятельности в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях образования.