Слайд 1 Федорова Ирина Николаевна
Государственное бюджетное учреждение
Обнинский
Центр социальной помощи семье и детям «Милосердие»
Слайд 2
Аннотация
Педагогика толерантности
Современное общество с его информатизацией и стрессами все
чаще характеризуют как общество повышенной агрессивности.
Мультфильмы, боевики и триллеры, детективы, компьютерные игры – все то, чем окружены современные дети, и чем они заполняют свой досуг, - пропитано агрессией. Поэтому в настоящее время чрезвычайно актуальна в современном образовании тематика – воспитание толерантности.
К нам приходят дети, принадлежащие к разным этническим группам и конфессиям (вероисповедание), поэтому педагоги и воспитатели должны решать следующую задачу: научить толерантности (терпимости). А это значит подготовить воспитанников к жизни, к общению со множеством других, очень разных людей.
Слайд 3 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ
ТОЛЕРАНТНОСТИ
Международный день толерантности, объявлен ЮНЕСКО в ноябре 1995 года.
В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ООН ежегодно
16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости.
Слайд 4Это решение было принято в связи с проведением в 1995 году
Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости (был провозглашен Ассамблеей в 1993 году).
16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости.
Декларация принципов толерантности провозгласила, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах.
Согласно документу, терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности - Конституция.
Слайд 5«Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и
на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем» -призывает Генеральный директор по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО Федерико Майор.
Слайд 6Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения
к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.
Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.
Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Слайд 7 Понятие терпимости
Из
декларации принципов терпимости (ЮНЕСКО)
Терпимость - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Терпимость - это единство в многообразии.
Терпимость - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство.
Терпимость - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека.
Терпимость - это обязанность способствовать утверждению прав человека.
Слайд 8Для будущих и уже работающих учителей и всех, кто имеет отношение
к образованию, было бы очень полезно проверить свой собственный уровень толерантности и определить меру своего понимания других, отличающихся от них самих людей.
Из материалов ЮНЕСКО
Слайд 9
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Цель
Формирование у педагогических работников навыков
воспитания толерантного сознания у дошкольников, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности.
Задача
Воспитывать детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия, миролюбия и уважения к людям разных национальностей.
Основными понятиями педагогики толерантности являются следующие: толерантность, политическая толерантность, этническая толерантность, религиозная толерантность, толерантное взаимодействие, педагогика толерантности, педагогика сотрудничества, воспитание, профессиональная компетентность.
Слайд 10РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Современные подходы к педагогическому знанию
в данной области предполагают проведение семинарских занятий, тренингов и др., которые позволяют педагогам получить теоретические знания, практические навыки, умения толерантного взаимодействия по формированию у воспитанников толерантного сознания, отношения, поведения.
Формы, методы, и приемы формирования толерантности.
Методы формирования толерантности: беседа, дискуссия, пример, поощрение, анализ воспитывающих ситуаций, метод убеждений, метод внушений и др.
Приемы: микрофон по кругу, эстафета мнений, эстафета на заданную тему и др.
Формы воспитания толерантности: беседы, диспуты, тренинги, игровые программы и др.
Слайд 11Толерантность как составляющая педагогической культуры и педагогической компетентности педагога.
Компетентный подход
к подготовке педагогов необходим для профессионализма современного педагога в решении задач формирования политической, этнической и религиозной толерантности дошкольников.
Компоненты педагогической толерантности: доброжелательность, внимательное отношение к другому, безконфликтное общение, общительность, педагогическое сотрудничество, умение слушать, коммуникативная толерантность, диалогическое мышление, самопринятие и принятие других.
Слайд 12ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Принципы воспитания толерантности. Их
соответствие принципам педагогики ненасилия – педагогики сотрудничества.
Основные принципы педагогики ненасилия и педагогики сотрудничества соответствуют современной педагогической науке и связаны с формированием основ толерантности у дошкольников. Принципы воспитания толерантности:
принцип толерантной среды,
принцип условности толерантности,
принцип личного достоинства,
принцип диалога и сотрудничества и др.
Слайд 13Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной,
необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; б) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Бояре” и другие;
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Слайд 14 Методы и формы работы с детьми
Сказкотерапия
- где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
Слайд 15Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы
работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».
Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
Слайд 16Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством
включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Слайд 17Например, игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального
общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
- обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
Слайд 18 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
«ПЕДАГОГИКА ВОЗДУШНЫХШАРОВ»
Цель: Воспитывать уважение к национальным культурам разных народов; воспитывать в детях гордость за неповторимость своей национальной культуры.
Сколько разных народов живет на Земле? Великое множество. Почти все уголки нашей планеты исследованы и заселены.
На нашей планете живут самые разные дети. Дети с красной, желтой, белой и черной кожей… дети с миндалевидными и раскосыми глазами, дети с прямыми и курчавыми волосами… дети, в распоряжении которых множество вещей, и дети, которые не имеют ничего… дети, для которых родной дом – тропические леса Южной Америки и джунгли Африки, и дети, живущие в небоскребах мегаполисов.
Миллиарды мальчишек и девчонок, похожих и совсем непохожих играют, болтают, смеются, плачут, едят (но есть и те, которым к несчастью, нечего есть), празднуют день рождения, наблюдают за природой, а некоторые работают.
Хотя дети разных народов и не похожи друг на друга, всем им нужно одно и то же: чтобы их любили и заботились о них, чтобы у каждого были дом, семья, верные друзья, еда, одежда, возможность ходить в школу и… немного места для игры!
Слайд 19 «ПЕДАГОГИКА ВОЗДУШНЫХ ШАРОВ»
Для того, чтобы со знанием своего
дела подойти к вопросам по воспитанию, надо научиться играть в детские игры, которые помогут ответить на вопрос, как занять детей, и откроют секрет умения общаться.
«И мы с вами поиграем… Выберите воздушный шар: белый, коричневый, желтый или черный – и нарисуйте на нем части лица, типичные для представителя определенной расы.
Это наши маленькие друзья. Они знакомят нас со своими традициями и обычаями страны. Их зовут… С ними можно устраивать праздники, рисовать, играть и др….»
Счастливого пути в чудесную страну ДЕТСТВА!
Слайд 20 «СКОЛЬКО НАРОДОВ, СТОЛЬКО ЛИЦ…»
Слайд 21ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ К ВСЕМИРНОМУ ДНЮ РЕБЁНКА 19 НОЯБРЯ НА ТЕМУ
«ДРУЖБА»
Слайд 22
ТЕРПИМОСТЬ И МИР В СЕМЬЕ, КОЛЛЕКТИВЕ, ОБЩЕСТВЕ
ЧАСТО ЗАВИСЯТ ОТ УМЕНИЯ
УЛАЖИВАТЬ КОНФЛИКТЫ.
ТОЛЕРАНТНЫЙ ПОДХОД К КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
СПОСОБСТВУЕТ ПОИСКУ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ
В ПРОТИВОВЕС РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЕ.
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УМЕЕТ РАДОВАТЬСЯ, МЕНЕЕ СКЛОНЕН К КОНФЛИКТАМ И ДЕМОНСТРИРУЕТ БОЛЕЕ ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
РАДУЙТЕСЬ БОЛЬШЕ, РАДУЙТЕСЬ, КАК ДЕТИ! РАДУЙТЕСЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ!И КОНФЛИКТОВ БУДЕТ МЕНЬШЕ!
С ЛЮБОВЬЮ
К ДЕТЯМ ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
Истоки толерантности – в принятии общечеловеческих ценностей, ценностей добра, любви, справедливости.
Это то, что стремятся привить детям родители.
Это то, о чем постоянно напоминают воспитатели.
Это то, что все мы ЖДЕМ от окружающих.
Слайд 24Относитесь к другим людям так, как бы вы хотели, чтобы они
относились к вам.
Любите друг друга всегда