Слайд 1СЛОВАРНАЯ РАБОТА
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Слайд 2ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель: научить детей слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности
и позицию этого звука; уметь производить звуковой анализ слова;
Слайд 3ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
1. Выпишите слова, в которых
есть мягкие согласные: бер.г, в.кзал, з.мл.ника, ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста, .рех.
2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овёс, билет, язык.
3. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лот..
4. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
5. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
6. Игра «Из каких слов выпали гласные?».
д.р.вн. п.ртр.т
м.л.т.к с.л.м.
Слайд 4ДВУХСТИШЬЯ
Зябнут ноги, щиплет нос
Старый дедушка …/ мороз /
Живут коровы далеко.
Дают
всем детям…/молоко/
Есть у нее четыре шины.
А называется…/машина/
Растет в лесу, как и калина
Наивкуснейшая…/малина/
Слайд 5ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель: развитие орфографической зоркости учащихся
Слайд 6ПРИМЕРЫ:
Выпиши слова с непроверяемыми гласными. Подчеркни безударную гласную, поставь ударение.
Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м..дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака.
Спиши слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.
Картофель, огурец, помидор, овощ, морковь, огород.
Выпиши только словарные слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.
Помидор, шубка, жираф, морковь, моряк, огород, дуб, картофель, ковер, огурец, молодец, овощ, гнездо.
Спиши, исправляя ошибки.
Весь день отец агародничал: сажал капустную рассаду, полол траву на грядках, обрезал засохшие ветки малины. В середине сентября начинают копать картофель. Пусто было в агароде: ни морковки, ни огурчика. Фрукты и оващи перед едой мойте горячей водой.
Слайд 7СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цели:
совершенствование умения распознавать
и подбирать однокоренные слова,
углубление представления у учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов,
формирование умения разбирать слова по составу,
развитие умения точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.
Слайд 8ПРИМЕРЫ:
Образуйте от данных слов однокоренные. Укажите, при помощи чего они образовались.
Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь.
Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -н-.
Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь
Запиши только однокоренные слова. Выдели корень.
Помидор, помидорчик, помидорина, помидорчики, помидорный.
Огурец, огурчик, огуречник, огурцы, огуречный.
Огородик, огородник, огород, огородничать, огородники, огородишко.
Морковь, морковка, морковник, морковки, морковный.
.
Слайд 9МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель:
осознание учащимися морфологического строя русского языка.
Слайд 10ПРИМЕРЫ:
Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на
вопрос к т о?
... на ухо наступил.
Слово – не ..., вылетит – не поймаешь.
Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.
Дети читали книги ... (космонавт).
Заяц быстро нёсся ... (лес).
Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи.
адрес (адресный, адресок, адресовать)
ветер (ветерок, ветреный, обветрить)
Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.
интересный случай
берёзовая аллея
Слайд 11СИНТАКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цели:
закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по
синтаксису, показать школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми,
помочь разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений,
сознательно составлять словосочетания и предложения.
Слайд 12ПРИМЕРЫ:
Составьте предложение с данными словами.
ветер, капуста, осина, товарищ
Составьте
предложения с данными словосочетаниями.
веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница
К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря.
Трусливый ..., безрогая .... рыжая ..., косолапый ..., охотничья ... Составь предложение с одним из словосочетаний.
Восстанови пословицы, используя словарные слова.
Хорош ... – белый, а охотник – смелый.
... черна, да молоко у нее бело.
Слайд 13ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель:
учить объяснять значения слов как прямые, так и переносные,
выяснять многозначность слов, разбираться в отношениях между синонимами и антонимами, составлять с ними словосочетания и предложения.
Слайд 14ПРИМЕРЫ:
Отгадай загадки и составь словосочетания с этими словами.
Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает.
В лесу живет, кур крадет.
С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвостик колечком.
Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение,
Крупный хищный зверь, с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами.
Хвост пушистый, мех золотистый.
Слайд 15РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ, ВХОДЯЩИМИ В СОСТАВ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Бросать слова на
ветер (говорить впустую, необдуманно).
Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).
Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).
Обвести вокруг пальца (обмануть).
Слайд 16 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД
2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
2 КЛАСС 3 КЛАСС
II ПОЛУГОДИЕ I ПОЛУГОДИЕ
Результативность