Презентация, доклад по русскому языку Работа с текстом

Содержание

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Курс – «Основы мировых религиозных культур и светской этики» – является составной частью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

Слайд 1«Основы мировых религиозных культур и светской этики»

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Слайд 2«Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Курс –
«Основы мировых религиозных

культур и светской этики» –
является составной частью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Курс – «Основы мировых религиозных культур и светской этики» –

Слайд 3 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Требования к реализации курса


в части методики,
межпредметных и метапредметных умений и навыков
можно считать сформулированными в «Планируемых результатах освоения междисциплинарных программ»:
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Требования к  реализации курса в части методики,

Слайд 4 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
адекватное использование речевых средств

и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»   адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных

Слайд 5 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
готовность слушать собеседника и вести

диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества. (Планируемые результаты начального общего образования. В серии «Стандарты второго поколения» под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой)
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

Слайд 6 «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Работа с текстом
Коммуникативные умения и

навыки:
умение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания — слушание;
навыки изучающего чтения;
умение ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение;
умение, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание — письмо, говорение.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Работа с текстом Коммуникативные умения и навыки: умение

Слайд 7 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Речь — «деятельность человека, использующего

язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и проч.
Под речью понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные)»
(Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и В. Н. Мещерякова)

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  	Речь — «деятельность человека, использующего язык в целях

Слайд 8 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
В каждом виде речевой деятельности

формируется и базисное, исходное умение
— понимание информации —
умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь.
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  В каждом виде речевой деятельности формируется и базисное,

Слайд 9 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
В созданной на уроке

при активном привлечении межпредметных связей
речевой среде
формируются
коммуникативные умения,
обеспечивающие как восприятие,
так и создание высказываний.
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»   В созданной на уроке при активном привлечении

Слайд 10 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Любой текст —

вне зависимости от того, художественное ли это произведение, публицистическая статья или сочинение, — конечный, зафиксированный на письме результат речевой деятельности говорящего, отражающий особенности его сознания, т. е. способы освоения окружающего мира и формы их представления в ментальных и языковых структурах.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  	Любой текст  —  вне зависимости от

Слайд 11 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Понятие «текст» объединяет самые разные

знаковые системы – не только словесные, но визуальные изображения
в виде диаграмм, рисунков,
карт, таблиц, графиков.
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Понятие «текст» объединяет самые разные знаковые системы –

Слайд 12 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Типы сплошных текстов:
описание (художественное

и техническое);
2) повествование (рассказ, отчет, репортаж);
3)объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
4)аргументация (научный комментарий, обоснование);
5)инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы).

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Типы сплошных текстов: описание (художественное и техническое); 2)

Слайд 13 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Несплошные тексты:
1)формы (налоговые, визовые,

анкеты и др.); 2)информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);
3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);
4)сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты...);
5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);
6) таблицы и графики;
7) диаграммы;
8) таблицы и матрицы;
9) списки;
10) карты.
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Несплошные тексты: 1)формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);

Слайд 14 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Чтение - это способность человека

к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Чтение - это способность человека к осмыслению письменных

Слайд 15 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Чтение - сложный,

многогранный процесс.
Он подразумевает решение важнейших познавательных и коммуникативных задач – понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания, и др. Чтение как деятельность определяют механизмы восприятия, узнавания, понимания, осмысления, рефлексии и т.п.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»    	Чтение - сложный, многогранный процесс. 	Он

Слайд 16 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Основными видами чтения являются:


ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;
выразительное чтение отрывка, например, художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста;

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Основными  видами чтения являются: ознакомительное чтение, направленное

Слайд 17 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
рефлексивное чтение заключается в овладении

большим комплексом умений:
умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
понимать основную мысль текста, прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; понимать назначения разных видов текстов;
сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; переносить информацию текста в виде кратких записей;
различать темы и подтемы специального текста;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  рефлексивное чтение заключается в овладении большим комплексом умений:умение

Слайд 18 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Для самостоятельного чтения детям могут

быть предложены:
урок 21 «Стыд» (модуль «Основы светской этики»);
урок 23 «Совесть» (модуль «Основы мировых религиозных культур»);
урок 4 «Возникновение религий. Древние верования» (модуль «Основы мировых религиозных культур») и др.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Для самостоятельного чтения детям могут быть предложены: урок

Слайд 19 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
«Чтение-погружение».
Читая древние легенды, исторические

документы, литературные произведения, нужно вместе с детьми пытаться обязательно погрузиться и в языковую среду другой эпохи.
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  «Чтение-погружение». Читая древние легенды, исторические документы, литературные произведения,

Слайд 20 Из «Поучения Владимира Мономаха детям»
Старых чтите, как отца, а молодых, как

братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает.
Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.



Из «Поучения Владимира Мономаха детям» 	Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем

Слайд 21 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Основной подход к формированию качественного

чтения у школьников направлен
на овладение ими навыками и приемами понимания информации,
содержащейся в тексте.
Читая, ученик производит анализ информации, на котором основаны ее понимание и интерпретация.
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Основной подход к формированию качественного чтения у школьников

Слайд 22 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Аналитическое чтение
Например, модуль «Основы мировых

религиозных культур»; урок 5 «Возникновение религий. Религии мира и их основатели».
Перед чтением текста учебника задать вопрос: «Как вы думаете, будут ли в чем-то совпадать учения Иисуса, Мухаммада и Будды?»
Можно дать детям заранее прочитать завязку какого-либо сюжета и попросить их высказать предположения по поводу того, как будут развиваться события дальше.
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Аналитическое чтениеНапример, модуль «Основы мировых религиозных культур»; урок

Слайд 23 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Опорные конспекты
Моральный выбор. Ситуация морального

выбора
(модуль «Основы светской этики»; урок 9)
Ситуации морального выбора:
Выбор между нравственным и безнравственным поведением
Выбор между своими интересами и интересами других людей
Выбор между различными обязанностями.

Твои примеры ситуаций морального выбора: …

 
 

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Опорные конспектыМоральный выбор. Ситуация морального выбора(модуль «Основы светской

Слайд 24 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Умение задавать вопросы к тексту

«Постановка вопросов нередко отражает активность мысли ученика, глубину и правильность понимания, стремление к большей ясности и четкости знания. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, темные пятна и пробелы, стремясь их заполнить». П.Н. Груздев

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Умение задавать вопросы к тексту 	«Постановка вопросов нередко

Слайд 25 «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Классификация Б.Блума:
Простые вопросы. Отвечая на

них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. (Например, кто такие жрецы? Что такое иерархия в христианской церкви?)
Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал. (Например: правильно ли мы поняли, что ты считаешь, что «золотое правило нравственности» имеет множество различных формулировок?)

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Классификация Б.Блума: Простые вопросы. Отвечая на них, нужно

Слайд 26 «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Классификация Б.Блума:
Объясняющие вопросы. Обычно начинаются

со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей. (Например, почему «золотое правило нравственности» существует в двух формулировках – положительной и отрицательной?)
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?» (Что изменилось бы в жизни людей, если бы не было совести?)

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Классификация Б.Блума: Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова

Слайд 27 «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Классификация Б.Блума:
Оценочные вопросы. Эти вопросы

направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» (Чем дружеские отношения отличаются от других отношений? Чем плох или хорош главный принцип эгоиста: «Все для меня, все во имя меня»?)
Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Классификация Б.Блума: Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на

Слайд 28Путники и медведица
Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им

медведь. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым, и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что говорят, мертвецов зверь не трогает.
Ушла медведица прочь, опустился приятель с дерева и спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо. А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые бросают в беде!»
Как вы думаете, что сказал один приятель другому?
Подберите к этой притче подходящие по смыслу пословицы.
В каком случае вы могли бы рассказать эту притчу?
Включите в свой рассказ притчу «Путники и медведица».

Путники и медведица	Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведь. Один тотчас забрался на дерево

Слайд 29Щедрый подарок
Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему:

«Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро».
— А как это - щедро? — спрашивает сын.
Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе».
— Лучше я отдам медовик Пете,— сказал Вася. — Пусть он делит его щедро.
 
Какой вопрос можно задать после прочтения этого текста? (Если ученики не сумели самостоятельно сформулировать вопрос, то это делает учитель)
Почему Вася захотел отдать медовик Пете?
О чём это свидетельствует?
Что не понял из совета отца Василий?

Щедрый подарок	Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей.

Слайд 30 В глубокой древности люди решили построить высокую башню, чтобы добраться самого

до неба. Строилась эта башня много лет. И постепенно вокруг нее строился и разрастался город Вавилон. Когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от небес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю.
Предположите, чем заканчивается история.
Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побросали работу и разбрелись в разные концы земли. А башня стала постепенно разрушаться.

В глубокой древности люди решили построить высокую башню, чтобы добраться самого до неба. Строилась эта башня много

Слайд 31 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Ведение записей – обязательный элемент

работы над книгой, неотделимый от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом».

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Ведение записей – обязательный элемент работы над книгой,

Слайд 32 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
План текста
отражает его содержание

и структуру.
Кроме общего плана текста, могут быть еще планы отдельных его частей, показывающие ход мыслей автора, логику его доказательств и обоснований. Пользуясь планом, можно легко восстановить в памяти содержание любого произведения.
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  План текста отражает его содержание и структуру. Кроме

Слайд 33 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Шаги по организации самостоятельной деятельности

учащихся с целью составления плана:
Внимательно прочитай текст.
Выдели главные мысли текста.
Проверь, как они соотносятся друг с другом.
Сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части).
По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана.
Сформулируй главные мысли кратко (запиши их в виде пунктов плана).
Прочитай текст повторно, проверь, не пропустил ли что-то.
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Шаги по организации самостоятельной деятельности учащихся с целью

Слайд 34 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Слушание для ребенка - не

пассивное времяпровождение. Критерием внимания ученика во время рассказа учителя является способность его осмыслить, прокомментировать, осознать, высказать свое отношение к услышанному, решить проблемную ситуацию на основе полученных на слух знаний.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»  Слушание для ребенка - не пассивное времяпровождение. Критерием

Слайд 35Вопрос: «Могут ли на разных языках общаться те, кто говорит на

одном языке?»
Т.Манн
Маленького Морица спрашивают в школе: «Кто написал «Разбойников?»» - «Господин учитель, это не я». За это его наказывают. Потом к учителю приходит старый Мориц и говорит: «Господин учитель, у моего Морицхена много недостатков, но он никогда не врет. Если он говорит, что не он написал «разбойников», значит, не он. И в конце концов, господин учитель, если бы даже он это написал, его можно простить: он же еще ребенок».
 
Как вы думаете, о чем идет речь в этом тексте?
Считаете ли вы эту ситуацию смешной? При каких условиях ее можно считать смешной?
Почему эту ситуацию Т. Манн назвал анекдотической?

Вопрос: «Могут ли на разных языках общаться те, кто говорит на одном языке?» Т.Манн	Маленького Морица спрашивают в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть