Слайд 1Родственные слова
2 класс УМК «Гармония»
Учитель начальных классов
Кириллова Е.В.
Слайд 2Найдите лишнее слово
Желток, железо, жёлтый.
Носильщик, нос, носатый.
Часовщик, часть, час, часики.
Слайд 3Найдите родственников
-Вы кто такие?
-Я- гусь, это – гусыня, это наши гусята.
А ты кто будешь?
- А я ваша тётка – гусеница.
Выпишите родственные слова.
Слайд 4Майкл выписал:
Гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Антон сказал, что гусеница - не родственное
слово.
А Майкл возразил:
-Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.
-Вы согласны с Майклом? Почему?
Назовите два секрета родственных слов?
Слайд 5Выпишите однокоренные слова, выделите корень.
Чай из листиков нарезан,
Снятых с
чайного куста.
Человеку чай полезен –
Чайник в доме неспроста.
Слайд 6Запишите слова в две группы. выделите корень.
Бег, свет, светить, беговая, бегать,
светлый, бегун.
Назовите слова, которые имеют общую часть, но сами являются разными по смыслу:
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела, белой даже не была.
Напишите по памяти.
Слайд 7Найдите лишние слова.
Весёлый, радость, веселье.
Седой, сидение, седина.
Столбик, дом, теремок.
Лес, лестница, лесник.
Столбик,
пень, пенёк.
Терем, дом, теремок.
Слайд 8придумайте и напишите однокоренные слова с указанным корнем.выделите корень.
барабан
-
тот, кто играет на барабане.
бить, стучать в барабан.
маленький барабан.
вар
ягоды, сваренные в сахаре.
тот, кто готовит пищу.
час
мастер по починке часов.
солдат, стоящий на посту.
Слайд 9Найдите корень.
Майкл сказал, слова снеговик и снеговой образованы от слова снег,
поэтому общим для них является корень снег.
А Антон утверждает, что Майкл ошибся. От слова снег образованы не только слова снеговик и снеговой, но и снежок. Значит, корень во всех словах сне-.
-Кто из ребят прав и почему? Какие звуки чередуются в словах?
Слайд 10Найдите лишнее слово.остальные слова запишите и выделите корень и окончание.
Белый, белая,
белка, белое, беленький.
Лиса, в лесу, лес, за лесом, лесной.
Слайд 11Зрительный диктант.
Посылал медведь лису
Собирать дрова в лесу.
Слайд 12Выпишите из текста однокоренные слова. выделите корень и окончание.
Чеснок.
В чесноке много
полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель.
Что вы узнали из текста?
Слайд 13Измените в тексте окончания слов, чтобы получился связный текст.
Мальчик взял сачок
и пошёл на озеро (рыба) ловить. Первую он поймал голубую (рыбка). Блестящую, с красными (пёрышки), круглыми (глазки). А хвостик у (рыбка) – совсем как шёлковый.
Взял мальчик (кружечка) из тонкого (стекло). Зачерпнул из (озеро) (водица) в (кружечка) – пусть плавает рыбка.
Слайд 14Составьте предложения. озаглавьте текст.
Ребята, лисёнка, на дороге, подобрали.
У, него, передние, были,
лапы, перебиты.
Девочки, долго, за, ухаживали, лисёнком.
Наконец, поправился, и, больной, подрос.
Дети, в лес, лисёнка, отнесли.
На то он и лесной зверь, чтобы жить в лесу.
Слайд 15Продолжи ряд однокоренных слов.
Свет, светлый, ……
Корм, кормит, ……
Зима, ….
Цвет, ….
Слайд 16В огороде.
Вот я колья тешу,
Огород горожу.
Я капусту сажу,
Сею красную морковь.
Ты, капустка,
родись
И бела, и крепка!
Ты, морковка, расти
И сочна, и сладка!
Найди родственные слова. Какие ещё можно образовать родственные слова?
Слайд 17Зрительный диктант.
Хорошая книга, мой спутник и друг,
С тобой интересней
бывает досуг.