Презентация, доклад по русскому языку на тему Устойчивые сочетания слов ( 2 класс) УМК Перспектива

Содержание

Цель: дать представление о фразеологическом обороте как устойчивом сочетании слов; показать выразительные возможности фразеологических оборотов.Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять распространённые фразеологические обороты; правильно использовать их в речи.

Слайд 1Тема урока: «Устойчивые сочетания слов»
Урок во 2 классе по русскому языку
УМК «Перспектива
Учитель:

Крупнова Татьяна Владимировна
Тема урока: «Устойчивые сочетания слов»Урок во 2 классе по русскому языкуУМК «ПерспективаУчитель: Крупнова Татьяна Владимировна

Слайд 2Цель: дать представление о фразеологическом обороте как устойчивом сочетании слов; показать

выразительные возможности фразеологических оборотов.

Планируемые результаты:
учащиеся научатся объяснять распространённые фразеологические обороты; правильно использовать их в речи.

Цель:  дать представление о фразеологическом обороте как устойчивом сочетании слов; показать выразительные возможности фразеологических оборотов.Планируемые результаты:

Слайд 3Организационный момент
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте,

всё ль в порядке:
Книги, ручка и тетрадки?
Организационный моментВнимание! Проверь, дружок,Готов ли ты начать урок.Всё ль на месте, всё ль в порядке:Книги, ручка и

Слайд 4Орфографическая работа Игра « Отгадай четыре Ж»
В строчках спрятались слова –
В каждом

есть по букве Ж.
Первая буква Ж – избушка сторожа. _ _ _ _ _ Ж _ _
Вторая – украшение в ушах. _ _ _ _ Ж _ _
Третья – твёрдая застёжка на поясе. _ _ _ Ж _ _
Четвёртая Ж – часть стола или стула. _ _ Ж _ _

- Какую орфограмму мы находим во всех этих словах?
Орфографическая работа Игра « Отгадай четыре Ж»В строчках спрятались слова –В каждом есть по букве Ж.Первая буква

Слайд 5Орфографическая работа
Чему учит нас орфограмма?

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный

сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды,
Будешь грамотным и ты.
Орфографическая работаЧему учит нас орфограмма?Если слышишь парный звук,Будь внимательным, мой друг.Парный сразу проверяй,Слово смело изменяй:Зуб – на

Слайд 6Орфографическая работа
Запишите слова в тетради, проверяя их.
СтороЖка, серёЖка, пряЖка, ноЖка.

Сторожка

– сторожить, серёжка – серёжечка, пряжка – пряжечка, ножка – ноженька.
Орфографическая работа Запишите слова в тетради, проверяя их.СтороЖка, серёЖка, пряЖка, ноЖка.Сторожка – сторожить, серёжка – серёжечка, пряжка

Слайд 7Словарная работа
Прочитайте слова.
Добрый ( -ая, -ое),
родной (-ая, -ое),
высокий (

-ая, -ое).
Что обозначают эти слова?
( Признаки предметов)
Какой вопрос можно поставить?
( Какой?)
Подберите из словарика по 2-3 подходящих слова.
Поделитесь своими находками.

Словарная работаПрочитайте слова.Добрый ( -ая, -ое), родной (-ая, -ое), высокий ( -ая, -ое).Что обозначают эти слова?

Слайд 8Самоопределение к деятельности
Однажды Аня с Ваней поспорили, и Аня никак не

могла остановить Ваню – он всё доказывал свою правоту. Тогда Аня сказала ему: «Да, ты в карман за словом не полезешь». Ваня замолчал и долго смотрел на Аню, не понимая, что она имела в виду.
А вы поняли, что сказала Аня?
«За словом в карман не лезет» – бойкий на язык, всегда умеет ответить.
Самоопределение к деятельностиОднажды Аня с Ваней поспорили, и Аня никак не могла остановить Ваню – он всё

Слайд 9Самоопределение к деятельности
О чём пойдёт речь на уроке?

С виду мы не

очень схожи: Только смотрим - что
Петька толстый, я худой. за чудо?
Не похожи мы, но всё же С нас ручьём бежит вода!
Нас не разольёшь водой!... Это Вовкина сестра
Дружба дружбою, однако Облила нас из ведра.
И у нас случилась драка… С нас вода ручьями льётся,
Скоро в ход пошли портфели, А она ещё смеётся:
Книжки в воздух полетели. - Вы действительно друзья
Словом, скромничать не буду- Вас водой разлить нельзя!
Драка вышла хоть куда! Б. Заходер
Самоопределение к деятельностиО чём пойдёт речь на уроке?С виду мы не очень схожи:		Только смотрим - чтоПетька толстый,

Слайд 10Самоопределение к деятельности
В этом стихотворении есть сочетание слов, которое подходит к

теме нашего урока. Вы услышали его?

В конце урока мы вернёмся к стихотворению и объясним, что же хотели сказать мальчики.
Самоопределение к деятельностиВ этом стихотворении есть сочетание слов, которое подходит к теме нашего урока. Вы услышали его?В

Слайд 11Учебник, стр.36, упр. 51
Прочитайте предложения.
Про какого кота говорится в 1 предложении?

( Про домашнее животное)
Как вы поняли второе предложение?
( Сосед не любит читать, поэтому у него очень мало книг)
Посмотрите на рисунок. Чем занят сосед?
( Смотрит телевизор)
Ребята, как вы думаете, что полезнее – читать книги или смотреть телевизор?
Спишите только выделенные сочетания слов.
Учебник, стр.36, упр. 51Прочитайте предложения.Про какого кота говорится в 1 предложении?      (

Слайд 12- Какое же значение имеет сочетание слов /кот наплакал/? Прочитайте об

этом в учебнике.
Наше предположение подтвердилось – у соседа очень мало книг в доме, кот наплакал.
Профессор Самоваров объяснит нам всем, как называются такие сочетания слов. Прочитаем его сообщение на стр.37
- Какое же значение имеет сочетание слов /кот наплакал/? Прочитайте об этом в учебнике.Наше предположение подтвердилось –

Слайд 13- Как называются такие устойчивые сочетания слов?
Фразеологизмы
По-другому их можно назвать фразеологи-
ческими

оборотами. Русский язык очень богат фразеологизмами. Откуда они берутся? Как образуются? Живут-поживают себе слова отдельно, иногда рядом их ставят, и вот однажды возникает необходимость сказать их вместе, так появляется устойчивое сочетание, в котором вроде бы слова и не связаны особенно, но уж очень метко и интересно звучат вместе. Вот послушайте: как с гуся вода, зарубить на носу, знать назубок, курам на смех и другие.
- Как называются такие устойчивые сочетания слов? ФразеологизмыПо-другому их можно назвать фразеологи-ческими оборотами. Русский язык очень богат

Слайд 14Физминутка
Цапля ходит по воде и мечтает о еде.
Ноги выше поднимай, ты,

как цапля, не зевай!
( Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице, надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись.
( Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню)

ФизминуткаЦапля ходит по воде и мечтает о еде.Ноги выше поднимай, ты, как цапля, не зевай!( Рывком поднять

Слайд 15Беседа
Какую роль играют в языке фразеологические обороты?
( Делают нашу речь

яркой, образной, выразительной)
Какие фразеологизмы приводит в пример профессор Самоваров?
- Со словом нос в нашем языке действительно много фразеологических оборотов, например зарубить на носу ( запомнить), повесить нос ( расстроиться, надуться). Многие фразеологизмы имеют давнее прошлое и родились благодаря обычаям, существовавшим в старину. Слышали ли вы выражение «шиворот-навыворот»? Так говорят, когда кто-то сделал или сказал что-нибудь не так, наоборот, перепутал. В старину же это сочетание связывалось с позорным наказанием. Пойманного вора или другого преступника одевали в вывернутую наизнанку одежду и в таком виде вели к ответу. А во времена Ивана Грозного провинившегося боярина заставляли надевать наизнанку его богатую боярскую одежду с расшитым воротником (шиворотом) и сажали ещё в таком виде, опозоренном, на коня лицом к хвосту. Вот такая история фразеологизма.

Беседа Какую роль играют в языке фразеологические обороты?( Делают нашу речь яркой, образной, выразительной)Какие фразеологизмы приводит в

Слайд 16Как вы думаете, а есть ли словари, где собраны фразеологизмы?

Как вы думаете, а есть ли словари, где собраны фразеологизмы?

Слайд 17Учебник стр.37, упр.52
Выполните самостоятельно.
Взаимопроверка.
Взаимооценка: «+» или «!»

Учебник стр.37, упр.52Выполните самостоятельно.Взаимопроверка.Взаимооценка: «+» или «!»

Слайд 18Рефлексия
Вернёмся к стихотворению, которое было прочитано в начале урока. Какой фразеологизм

употреблён в стихотворении?
( Водой не разольёшь)
Объясните значение фразеологизма.
( Очень дружны, неразлучны)

РефлексияВернёмся к стихотворению, которое было прочитано в начале урока. Какой фразеологизм употреблён в стихотворении?( Водой не разольёшь)Объясните

Слайд 19Карточки. Работа в группах.
Найдите фразеологизм в каждом четверостишии.
Ах, какие мастера! Что купить?

Конфеты, книжки?
Вот топор, а вот пила. Вот сидят на полках мишки.
Всё в руках у нас горит. Вот мышонок, вот коза -
Раз и два, и дом стоит! Разбегаются глаза!

Не умеет дятел петь, Ничего я не пойму -
Нет у дятла слуха. Что? Когда? И почему?
Говорят, ему медведь Мыслей в голове сто две.
Наступил на ухо. Вот так каша в голове!

За домом, едва пожелтела трава, Я шёл куда глаза глядят -
Два братца рубили дрова. Они глядели прямо в сад.
Один это делал спустя рукава, А там увидел сливы я -
Другой – засучив рукава. Такие вот красивые!
Карточки. Работа в группах.Найдите фразеологизм в каждом четверостишии.Ах, какие мастера!			Что купить? Конфеты, книжки?Вот топор, а вот пила.		Вот

Слайд 20Итог урока
Что нового вы узнали на уроке?
Что называют фразеологизмом?
Какие фразеологизмы запомнили?
Кто

хочет себя похвалить с помощью смайлика?
Итог урокаЧто нового вы узнали на уроке?Что называют фразеологизмом?Какие фразеологизмы запомнили?Кто хочет себя похвалить с помощью смайлика?

Слайд 21Домашнее задание
РТ2 стр.24, 25 упр.1, упр.2

Домашнее заданиеРТ2 стр.24, 25 упр.1, упр.2

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть