Слайд 1Тема урока:
«Устойчивые сочетания слов»
Урок во 2 классе по русскому языку
УМК «Перспектива
Учитель:
Крупнова Татьяна Владимировна
Слайд 2Цель:
дать представление о фразеологическом обороте как устойчивом сочетании слов; показать
выразительные возможности фразеологических оборотов.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся объяснять распространённые фразеологические обороты; правильно использовать их в речи.
Слайд 3Организационный момент
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте,
всё ль в порядке:
Книги, ручка и тетрадки?
Слайд 4Орфографическая работа
Игра « Отгадай четыре Ж»
В строчках спрятались слова –
В каждом
есть по букве Ж.
Первая буква Ж – избушка сторожа. _ _ _ _ _ Ж _ _
Вторая – украшение в ушах. _ _ _ _ Ж _ _
Третья – твёрдая застёжка на поясе. _ _ _ Ж _ _
Четвёртая Ж – часть стола или стула. _ _ Ж _ _
- Какую орфограмму мы находим во всех этих словах?
Слайд 5Орфографическая работа
Чему учит нас орфограмма?
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный
сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды,
Будешь грамотным и ты.
Слайд 6Орфографическая работа
Запишите слова в тетради, проверяя их.
СтороЖка, серёЖка, пряЖка, ноЖка.
Сторожка
– сторожить, серёжка – серёжечка, пряжка – пряжечка, ножка – ноженька.
Слайд 7Словарная работа
Прочитайте слова.
Добрый ( -ая, -ое),
родной (-ая, -ое),
высокий (
-ая, -ое).
Что обозначают эти слова?
( Признаки предметов)
Какой вопрос можно поставить?
( Какой?)
Подберите из словарика по 2-3 подходящих слова.
Поделитесь своими находками.
Слайд 8Самоопределение к деятельности
Однажды Аня с Ваней поспорили, и Аня никак не
могла остановить Ваню – он всё доказывал свою правоту. Тогда Аня сказала ему: «Да, ты в карман за словом не полезешь». Ваня замолчал и долго смотрел на Аню, не понимая, что она имела в виду.
А вы поняли, что сказала Аня?
«За словом в карман не лезет» – бойкий на язык, всегда умеет ответить.
Слайд 9Самоопределение к деятельности
О чём пойдёт речь на уроке?
С виду мы не
очень схожи: Только смотрим - что
Петька толстый, я худой. за чудо?
Не похожи мы, но всё же С нас ручьём бежит вода!
Нас не разольёшь водой!... Это Вовкина сестра
Дружба дружбою, однако Облила нас из ведра.
И у нас случилась драка… С нас вода ручьями льётся,
Скоро в ход пошли портфели, А она ещё смеётся:
Книжки в воздух полетели. - Вы действительно друзья
Словом, скромничать не буду- Вас водой разлить нельзя!
Драка вышла хоть куда! Б. Заходер
Слайд 10Самоопределение к деятельности
В этом стихотворении есть сочетание слов, которое подходит к
теме нашего урока. Вы услышали его?
В конце урока мы вернёмся к стихотворению и объясним, что же хотели сказать мальчики.
Слайд 11Учебник, стр.36, упр. 51
Прочитайте предложения.
Про какого кота говорится в 1 предложении?
( Про домашнее животное)
Как вы поняли второе предложение?
( Сосед не любит читать, поэтому у него очень мало книг)
Посмотрите на рисунок. Чем занят сосед?
( Смотрит телевизор)
Ребята, как вы думаете, что полезнее – читать книги или смотреть телевизор?
Спишите только выделенные сочетания слов.
Слайд 12- Какое же значение имеет сочетание слов /кот наплакал/? Прочитайте об
этом в учебнике.
Наше предположение подтвердилось – у соседа очень мало книг в доме, кот наплакал.
Профессор Самоваров объяснит нам всем, как называются такие сочетания слов. Прочитаем его сообщение на стр.37
Слайд 13- Как называются такие устойчивые сочетания слов?
Фразеологизмы
По-другому их можно назвать фразеологи-
ческими
оборотами. Русский язык очень богат фразеологизмами. Откуда они берутся? Как образуются? Живут-поживают себе слова отдельно, иногда рядом их ставят, и вот однажды возникает необходимость сказать их вместе, так появляется устойчивое сочетание, в котором вроде бы слова и не связаны особенно, но уж очень метко и интересно звучат вместе. Вот послушайте: как с гуся вода, зарубить на носу, знать назубок, курам на смех и другие.
Слайд 14Физминутка
Цапля ходит по воде и мечтает о еде.
Ноги выше поднимай, ты,
как цапля, не зевай!
( Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице, надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись.
( Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню)
Слайд 15Беседа
Какую роль играют в языке фразеологические обороты?
( Делают нашу речь
яркой, образной, выразительной)
Какие фразеологизмы приводит в пример профессор Самоваров?
- Со словом нос в нашем языке действительно много фразеологических оборотов, например зарубить на носу ( запомнить), повесить нос ( расстроиться, надуться). Многие фразеологизмы имеют давнее прошлое и родились благодаря обычаям, существовавшим в старину. Слышали ли вы выражение «шиворот-навыворот»? Так говорят, когда кто-то сделал или сказал что-нибудь не так, наоборот, перепутал. В старину же это сочетание связывалось с позорным наказанием. Пойманного вора или другого преступника одевали в вывернутую наизнанку одежду и в таком виде вели к ответу. А во времена Ивана Грозного провинившегося боярина заставляли надевать наизнанку его богатую боярскую одежду с расшитым воротником (шиворотом) и сажали ещё в таком виде, опозоренном, на коня лицом к хвосту. Вот такая история фразеологизма.
Слайд 16Как вы думаете, а есть ли словари, где собраны фразеологизмы?
Слайд 17Учебник стр.37, упр.52
Выполните самостоятельно.
Взаимопроверка.
Взаимооценка: «+» или «!»
Слайд 18Рефлексия
Вернёмся к стихотворению, которое было прочитано в начале урока. Какой фразеологизм
употреблён в стихотворении?
( Водой не разольёшь)
Объясните значение фразеологизма.
( Очень дружны, неразлучны)
Слайд 19Карточки. Работа в группах.
Найдите фразеологизм в каждом четверостишии.
Ах, какие мастера! Что купить?
Конфеты, книжки?
Вот топор, а вот пила. Вот сидят на полках мишки.
Всё в руках у нас горит. Вот мышонок, вот коза -
Раз и два, и дом стоит! Разбегаются глаза!
Не умеет дятел петь, Ничего я не пойму -
Нет у дятла слуха. Что? Когда? И почему?
Говорят, ему медведь Мыслей в голове сто две.
Наступил на ухо. Вот так каша в голове!
За домом, едва пожелтела трава, Я шёл куда глаза глядят -
Два братца рубили дрова. Они глядели прямо в сад.
Один это делал спустя рукава, А там увидел сливы я -
Другой – засучив рукава. Такие вот красивые!
Слайд 20Итог урока
Что нового вы узнали на уроке?
Что называют фразеологизмом?
Какие фразеологизмы запомнили?
Кто
хочет себя похвалить с помощью смайлика?
Слайд 21Домашнее задание
РТ2 стр.24, 25 упр.1, упр.2