Презентация, доклад по русскому языку на тему Падеж имён существительных 3 класс

Содержание

Минутка каллиграфии.Задавая «умные» вопросы, вы узнаете написание какой буквы мы вспомним сегодня на уроке.

Слайд 1
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно

в работу включайся, дружок!
Мы сегодня снова будем наблюдать,Выводы делать и рассуждать.А чтобы урок пошел каждому впрок,Активно в работу включайся, дружок!

Слайд 2Минутка каллиграфии.
Задавая «умные» вопросы, вы узнаете написание какой буквы мы вспомним

сегодня на уроке.
Минутка каллиграфии.Задавая «умные» вопросы, вы узнаете написание какой буквы мы вспомним сегодня на уроке.

Слайд 3Эта буква обозначает гласный/согласный звук? Эта буква обозначает парный/непарный согласный? Эта буква обозначает твёрдый/мягкий звук? Она может

обозначать мягкий согласный звук? Это буква Ж?
Эта буква обозначает гласный/согласный звук? Эта буква обозначает парный/непарный согласный? Эта буква обозначает твёрдый/мягкий звук? Она может обозначать мягкий согласный

Слайд 4

Ж Ж Ж жжж жи жо жё же ож жа

Ж Ж Ж жжж жи жо жё же ож жа

Слайд 5
Прочитайте слово– падеж!

Прочитайте слово– падеж!

Слайд 6- Совпадает ли произношение слова с его написанием с написанием? Почему? (происходит

оглушение согласного звука) - Какая орфограмма в этом слове? - Букву какого парного согласного звука необходимо писать в конце слова? Докажите. - Как проверить парный согласный? - Запишем это слово и проверочные слова на новой строке через запятую. Падеж, падежи, падежные вопросы. Подчеркните орфограммы. - Изучая какую часть речи, мы говорим о данной грамматической категории? (имя существительное)

- Совпадает ли произношение слова с его написанием с написанием? Почему? 
- Какая орфограмма в этом слове?
- Букву какого парного согласного звука необходимо писать в конце слова? Докажите.
- Как проверить парный согласный?
- Запишем это слово и проверочные слова на новой строке через запятую.
Падеж, падежи, падежные вопросы.
Подчеркните орфограммы.
- Изучая какую часть речи, мы говорим о данной грамматической категории?

- Совпадает ли произношение слова с его написанием с написанием? Почему? (происходит оглушение согласного звука) - Какая орфограмма

Слайд 7
Я просила вас заранее узнать что такое «падеж», сколько падежей в

русском и
Падеж – грамматическая форма, выражающая отношение имени существительного  к другим словам в предложении.
В русском языке 6 падежей.
Если пока какие-то формулировки вам непонятны, это будет нашей целью на последующие уроки: объяснить  и понять до конца это определение. А пока давайте попытаемся понять на доступном уровне, что же такое падеж?

Я просила вас заранее узнать что такое «падеж», сколько падежей в русском иПадеж – грамматическая форма, выражающая отношение

Слайд 8
Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Вы уже догадались, о чём пойдёт 

речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Именно её мы записали на минутке каллиграфии.
 Какие задачи русского языка мы должны решить сегодня на уроке?
Узнать  названия падежей, вопросы каждого падежа;
Начать приобретать навык определения падежей имён существительных; навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных;
Развивать навыки грамотного письма.

Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.Вы уже догадались, о чём пойдёт  речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему

Слайд 9
Падеж имён существительных.
ТЕМА УРОКА:

Падеж имён существительных. ТЕМА УРОКА:

Слайд 10
Упражнение в изменении и употреблении нужной формы имён существительных.

Упражнение в изменении и употреблении нужной формы имён существительных.

Слайд 11
Упражнение 1. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме.
                  

Почти каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки  сливаются в ………………. . Начало ……………… называется истоком.
                   То место, где ……………. впадает   в море, озеро или другую ……………., называется устьем.
Слова для справок:   река, реки, реку, реке, рекой

Упражнение 1. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме.                   Почти каждая ………… начинается с родника.

Слайд 12
Поработайте в парах.
- Есть ли слова, которые вы употребили несколько раз?
Все ли слова

из справки вы использовали?
Чем это объясняется?
Почему на месте пропусков необходимы определённые формы слова «река»?
Давайте проверим. 
Проверка на слайде.

Поработайте в парах.- Есть ли слова, которые вы употребили несколько раз?Все ли слова из справки вы использовали? Чем это

Слайд 13
Почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки  сливаются в реки.

Начало реки называется истоком. То место, где река впадает   в море, озеро или другую реку, называется устьем.

Почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки  сливаются в реки. Начало реки называется истоком. То место, где

Слайд 14
Сделайте вывод. 
Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они должны

употребляться в определённой форме, нужном падеже. 
Подтвердите своё мнение правилом учебника.
Сделайте вывод. Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они должны употребляться в определённой форме, нужном падеже. Подтвердите

Слайд 15
Давайте составим и запишем два предложения с оставшимися словами:
Наш, стоит, на,

город, реке, Неве
Наш город стоит на реке Неве.
Горожане, рекой, гордятся, Невой
Горожане гордятся рекой Невой.
Мы ненадолго оставим эти предложения, чтобы потом к ним вернуться..

Давайте составим и запишем два предложения с оставшимися словами:Наш, стоит, на, город, реке, НевеНаш город стоит на реке Неве.Горожане,

Слайд 16
Знакомство с падежами русского языка. 
Работа по вариантам.
Каждый вариант получил стихотворение о

каком-то падеже.
Знакомство с падежами русского языка. Работа по вариантам.Каждый вариант получил стихотворение о каком-то падеже.

Слайд 17
Задание:
прочитать стихотворение,
узнать название падежа,
подчеркнуть падежные вопросы,
найти слова-подсказки для

облегчения определения падежа существительного.
Итак, давайте же с ними познакомимся.

Задание:прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.Итак, давайте же

Слайд 18
1.Есть  именительный падеж, И нет на нём чужих одежд. Его легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не

люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.

1.Есть  именительный падеж, И нет на нём чужих одежд. Его легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С

Слайд 19
С каким падежом познакомились ребята первого варианта?
На какие вопросы отвечают

существительные в им. падеже?
Почему этих вопросов два?
Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже?
Какое вспомогательное слово они имеют?
Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?

С каким падежом познакомились ребята первого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих

Слайд 20
С
А я – падеж родительный. Характер мой – общительный. Кого? Чего? Нет – вот он я! Предлоги часто

мне друзья: И с, и до, и у, и из –  До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный Бываю иногда,  Но в тексте различите вы Два падежа всегда.


СА я – падеж родительный. Характер мой – общительный. Кого? Чего? Нет – вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из

Слайд 21
С каким падежом познакомились ребята второго варианта?
На какие вопросы отвечают

существительные в род. падеже?
Какое вспомогательное слово они имеют?
С какими предлогами употребляются?
На какой падеж похож?
Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.

С каким падежом познакомились ребята второго варианта? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное

Слайд 22
Дательный  падеж – добряк,
Всё  стремится  делать  так:
Дать  кому? чему? Быстрей –
По  к (а) – предлогов  нет  дружней!

С каким падежом познакомились

ребята третьего варианта?
На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже?
Какое вспомогательное слово они имеют?
Употребляются с предлогами? Какими?
Дательный  падеж – добряк,Всё  стремится  делать  так:Дать  кому? чему? Быстрей –По  к (а) – предлогов  нет  дружней!С каким падежом познакомились ребята третьего варианта? На какие вопросы

Слайд 23
Винительный  падеж  всегда  любуется,
Вижу  что? кого?  волнуется,
Через, в  и  на, за, про –
С  предлогом  согласуется  легко.

С каким падежом познакомились ребята четвёртого

варианта?
На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже?
Какое вспомогательное слово они имеют?
Могут употребляться с предлогами?
Винительный  падеж  всегда  любуется,Вижу  что? кого?  волнуется,Через, в  и  на, за, про –С  предлогом  согласуется  легко.С каким падежом познакомились ребята четвёртого варианта? На какие вопросы отвечают существительные

Слайд 24

А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Любуюсь! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам

– нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад.

А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Любуюсь! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет

Слайд 25
.   Я – падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не

мил. О ком? О чём я говорил? Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при –  Ты их случайно не сотри: Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять?

 (Работая  с каждым падежом, постепенно появляется таблица падежей,
заполняемая вместе с детьми):

.   Я – падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О

Слайд 27

-Только в каком падеже имя существительное может являться подлежащим?
-Как называются

остальные? (косвенные)
-Как вы понимаете задание изменить слово по падежам?
 (Задать падежный вопрос к существительному от главного слова и изменить форму этого существительного по вопросу.)

-Только в каком падеже имя существительное может являться подлежащим? -Как называются остальные? (косвенные)-Как вы понимаете задание изменить слово

Слайд 28
Составление алгоритма.

Алгоритм  определения  падежа
1. Нахожу  в  предложении  слово  (х),
которое  командует  именем существительным.
2.От  этого 

слова  задаю  падежный  вопрос 
к  существительному.
3.По  вопросу  и  предлогу  определяю  падеж.
 
                   Доброму  гостю  хозяин  рад.
                   рад  (кому?)  гостю  ( Д. п. )
Составление алгоритма.Алгоритм  определения  падежа1. Нахожу  в  предложении  слово  (х), которое  командует  именем существительным.2.От  этого  слова  задаю  падежный  вопрос  к  существительному.3.По  вопросу 

Слайд 29

Упражнение в распознавании падежей имён существительных с опорой на алгоритм.
Пришло время

вернуться к нашим предложениям
и попробовать определить падеж существительного
 река.
 Попытайтесь это сделать самостоятельно. 
Фронтальная работа. Определение падежа:
Наш город стоит на реке Неве.
От какого слова необходимо задать вопрос?
Отметим главное слово крестиком.
Задаём вопрос. (Ставим стрелочку.)
стоит (на чём?)на реке
 Можно ли задать другой вопрос? (Где?)
Попробуйте определить падеж сущ-го (на) реке. П.п.
Проверим, подобрав слово-помощник: думаю (о чём?) о реке.
Сделайте вывод: падеж предложный. Выделите окончание.
Аналогичная работа с другим предложением.
 

Упражнение в распознавании падежей имён существительных с опорой на алгоритм.Пришло время вернуться к нашим предложениям и попробовать

Слайд 30
Сейчас мы продолжим тренироваться в определении падежа существительного с помощью этого

алгоритма.
Предлагаю вам текст по изученной теме истории Санкт-Петербурга «Мосты повисли над водами…».
Фронтальная работа. Прочитайте текст, напечатанный на карточках.



Форма какого существительного часто
употребляется в нём?
Задание: определите падеж
и выделите окончания существительного мост.

Сейчас мы продолжим тренироваться в определении падежа существительного с помощью этого алгоритма. Предлагаю вам текст по изученной

Слайд 31
         Санкт-Петербург – город мостов.
         В самом красивом месте города расположен

Дворцовый мост.  Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга.
        Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров.
        Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом. Главное  украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков.
        На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга.

         Санкт-Петербург – город мостов.         В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост.  Разведённые крылья этого моста

Слайд 32
Итог урока. Блиц-опрос.
1. Сколько падежей в русском языке? 
2.Перечислите их.
3.Как называются

все падежи, кроме именительного? 
4.Что значит изменить существительное по падежам? 
5.Почему каждый падеж имеет два вопроса? 
6.В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?
 
 

Итог урока. Блиц-опрос.1. Сколько падежей в русском языке? 2.Перечислите их. 3.Как называются все падежи, кроме именительного? 4.Что значит изменить

Слайд 33
Всем спасибо за вниманье,  За упорство, звонкий смех,  За азарт нового знания,  Обеспечивший успех.  Вот

настал момент прощанья.  Будет краткой моя речь. Говорю вам: «До свиданья,  Интересных  новых встреч!»

Всем спасибо за вниманье,  За упорство, звонкий смех,  За азарт нового знания,  Обеспечивший успех.  Вот настал момент

Слайд 34
РЕФЛЕКСИЯ.

РЕФЛЕКСИЯ.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть