Слайд 1Методика работы со справочниками и словарями на уроке русского языка
Слайд 2Цели:
познакомить учащихся со справочной литературой по языку,
повысить уровень их
самостоятельной работы,
обеспечить доброкачественным языковым материалом
Слайд 3Задачи:
Создание успешного, речевого развития - обогащение словаря
реализация сложной системы обогащения
и активизации новых слов – словарной работы
развивать навыки самостоятельной работы со справочной литературой
Слайд 4Константин Ушинский говорил о том, что “дитя, которое не привыкло вникать
в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.
Слайд 5Универсальные учебные действия:
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции
своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения
Слайд 6Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников;
строить сообщения в устной и письменной форме
Слайд 7Личностные:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; ориентация на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы
Слайд 8Ожидаемый результат:
при условии систематического использования на уроках русского языка словарей разных
типов повысится мотивации к изучению учебных предметов, окружающему миру;
использование различных словарей на уроках русского языка позволит получить хорошие результаты грамотного письма и развитой речи учащихся
Слайд 9Словари, используемые на уроках в начальной школе:
“Словарь русского языка” С. И.
Ожегова;
“Орфографический словарик” П. А. Грушникова;
“Словарик синонимов и антонимов”
М. Р. Львова;
Фразеологический словарик “Учусь понимать образные выражения”
Г. М. Ставской;
“Школьный словообразовательный словарь русского языка” А. Н. Тихонова и др.
Слайд 11Работа над словами из словаря учебника: пальто, памятник, пенал, песок, платок.
Определение части речи, к которой относятся слова, вопросы к ним, запись слов, обозначение ударения, орфограмм, фонетический анализ звука “п”, разбор слов по составу.
Слайд 13Работа над этимологией слова “платок”. Поиск слова в толковом и этимологическом
словарях. ( “Плат” – полотно, кусок ткани.). Беседа о видах платков (носовых, головных, шейных и др.), необходимости их использования
Слайд 14Подбор учащимися однокоренных слов: платок, платочек, платочный. Работа выполняется с комментированием.
Запись слов, разбор по составу, определение частей речи, составление предложений с одним из слов, запись наиболее удачных предложений, определение частей речи.
Слайд 15Работа с детским журналом (ксерокопия страницы у каждого ученика):
История вещи.
Носовой платок
Многие века нос жил на человеческом лице совсем без друга. Некому было его утешить в тяжёлые дни ужасного насморка…. Впервые друг появился у китайского носа. Во II веке нашей эры китайцы придумали маленький бумажный платочек для носа. На нём даже писали стихи! На Руси платочки вышивали золотыми и серебряными нитями, жемчугом, украшали кружевами. Но о том, чтобы такой франт подружился с носом, не могло быть и речи. Такие платки использовали как украшения и у нас, и в Европе. Расшитый красавец платочек прятался от носа за поясом и в рукаве. В XVIII веке многие увлеклись нюханьем табака. Тут уж носу стало совсем невмоготу. Ему на помощь поспешил простой носовой платок. Сначала он был овальным, потом треугольным…. Но французский король Людовик XVI издал указ делать квадратные носовые платки.
Слайд 16Чтение текста, поиск непонятных слов, работа над словами с использованием толковых
словарей русского языка, работа над словарным запасом и выразительными средствами языка. – Как автор называет платок? С чем (кем) сравнивает?
Слайд 17Работа в группах. Оглашение правил работы в группах, ограниченное время работы,
доброжелательное, отношение к партнёрам, уважительное отношение к их мнению, выбор представителя для представления результата работы, выставление одинаковых оценок либо всей группе, либо в зависимости от решения группы (по выбору детей). Задача: составление для первоклассников памятки пользования платком, представление работ
Слайд 18Итог работы, оценка работ.
Памятка, представленная группой учащихся 3-го класса.
Платок
– это твоя личная вещь. Никому не давай свой носовой платок.
Платок должен быть всегда чистым. Им можно вытереть яблоко или свою чашку.
Можешь взять бумажные платки, которые продаются в аптеке или магазине. Такие платки надо потом выкидывать
Слайд 19Итог урока.
Методический приём “Незаконченный тезис”: “На этом уроке я узнал
(-а), вспомнил (-а), что…”.
Слайд 20Домашнее задание (дифференцированное): 1 уровень – выписать прилагательные из текста журнала,
2 уровень – составить связный текст, используя эти прилагательные.
Слайд 21Литература
www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mp/01.doc
www.twirpx.com/files/pedagogics/methodics/russian/
festival.1september.ru/articles/subjects/20?page=54
Серенькова Наталья Витальевна, учитель начальных классов «Развитие речи младших школьников»
Арсирий
А.Т., Дмитриева Т.М. «Материалы по занимательной грамматике русского языка», Л., 1953.
Грушников П.А. Орфографический словарик: Учебное пособие для учащихся начальной школы. – М.,1994.
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994.
Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М., 1991.
Полякова. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы. – М., 2010.