Слайд 1Развитие
орфографической
зоркости
Автор: учитель 2 категории
МОУ «СОШ № 73»
Карелина
С А.
Слайд 2Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является
формирование орфографической грамотности. Каждый из нас отдает немало сил формированию у учащихся грамотного письма, но полной отдачи получает не всегда.
Слайд 3Все знают: урок русского языка – дело серьезное. Как огорчаются многие
из нас, когда допускают ошибки при написании слов наши ученики.
На протяжении многих лет меня волновал один вопрос: как более эффективно можно тренировать орфографическую зоркость учащихся? Хочу поделиться некоторыми приемами, которые дают неплохие результаты.
Слайд 5Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Для их представления пользуюсь картами,
которые составляю сама. На карте проложен маршрут, по которому ученики совершают путешествие. Если прикрепить карту на магнитной доске, то по ней в течение урока можно передвигать фигурки сказочных героев.
Вот некоторые пояснения к карте:
Город Слов. Здесь может быть организовано знакомство с новым словом, проведен словарный диктант.
Гора Чистописание.
Гора Падеж. – повторение падежей, определение падежей у данных слов.
Озеро Предложения – составление и запись предложений, списывание предложений с доски или из учебника, виды предложений по интонации. Содержание карт придумывается в зависимости от содержания изучаемой темы.
Слайд 6Каламбур
В переводе с французского – игра слов. Игры со словами могут
быть разными. Например, можно отыскать такие слова, в которых, если отнять по одной букве с начала или конца, все же сохраняется смысл. Например:
Слайд 7В какой гостинице вы жили?
ПОБЕДА.
Чего вы ждали?
ОБЕДА.
Что случилось?
БЕДА.
Что пропало?
ЕДА.
Вы кричали?
ДА.
Что кричали?
А!
Слайд 9Такой вид урока проводится при обобщении и систематизации любой темы. Урок
строится по русским народным сказкам, или учитель сочиняет новую сказку. В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление героя сказки, развитие сюжета, новые сведения. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Например:
Слайд 10 Жила была девочка. Она была маленькая. И больше
всего она любила… А что любила - прочитайте на доске.
ГРУША
АПЕЛЬСИН
ЛИМОН
ЯБЛОКО
- Назовите одним словом. (Фрукты)
Сложите первые буквы и вы получите имя девочки. (Галя)
Слайд 11Однажды мама посадила ее обедать, а Галя раскапризничалась:
«Не буду есть
этот противный
и невкусный хлеб!» И только
она это сказала, как вдруг
оказалась в неведомом царстве,
хлебном государстве.
И правил этой страной царь…
КАРАВАЙ
Слайд 12Цели данного урока:
Формировать понятие о родственных словах,
Развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, умение
классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, воспитывать чувство ответственности.
Слайд 13Грамматический бой.
Команда «Слово»
Победы, а не
поражения
Мы вам желаем «Предложение»!
Команда «Предложение»
У нас приветствие готово
Ребятам из команды «Слово»:
Соперник наш, не позабудь –
К победе очень труден путь!
К жюри
Вам и слава и почет!
Все мы любим точный счет!
Слайд 14Конкурс 1. «В две команды становись!»
На доске прикреплены
карточки со словами: водник, водитель, громоотвод, водокачка, наводник, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопад, довод, водоросли, водомер. (Первая команда должна быстро собрать все карточки со словами родственными слову «вода», вторая – слову «водить».
Конкурс 2. «Кто быстрее»
Дети за 3 мин должны построить (придумать) 6 слов- домов по схемам.
(схемы на доске)
Слайд 15Конкурс 3 «Вспомним и запишем»
По окончании строчек вспомнить стихотворение и
рассказать.
1-я команда 2-я команда
плачет качается
мячик на ходу
не плачь кончается
мяч упаду
Конкурс 4 «Вспомни правило любое и примером подтверди»
Нужно вспомнить любое правило, назвать его и привести пример.
Слайд 16Конкурс 5. «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».
Эстафета:
каждый член команды пишет под диктовку ведущего по одному слову. Потом вместе проверяют работу каждого ученика.
Конкурс 6. Буриме (Учимся писать стихи)
Командам предлагаются одинаковые рифмы. За 1 мин нужно составить стихотворение и записать его.
Не спешу – пишу
В тетрадь – пять.
Слайд 17Конкурс 7 «Сумей различить части речи»
На карточках записаны предложения.
Необходимо над каждым словом указать части речи.
1-я команда: На уроке русского языка ребята пишут грамотно, красиво и скоро.
2-я команда: К соседу в тетрадь заглянешь – ошибку к себе перетянешь.
Конкурс 8 «Дружба с заглавной буквы»
Придумайте и запишите веселую фамилию на букву «в» («к»); название города, которого еще нет на карте, но который вы построите, когда станете взрослыми.