Презентация, доклад по русскому языку

Содержание

Проблема исследования: каковы возможности развития логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы. Решение этой проблемы составило цель настоящего исследования.

Слайд 1«Развитие логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические

темы»
«Развитие логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы»

Слайд 2 Проблема исследования:
каковы возможности развития логического мышления младших школьников

при создании развернутых ответов на лингвистические темы. Решение этой проблемы составило цель настоящего исследования.
Проблема исследования:  каковы возможности развития логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические

Слайд 3
Объект исследования: развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка.



Предмет исследования: процесс развития логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
Объект исследования: развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка. Предмет исследования: процесс развития логического мышления

Слайд 4
Гипотеза:
развитие логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на

лингвистические темы, по всей вероятности, будет реализовываться наиболее продуктивно, если:
– включать задания разного типа по обучению учащихся составлению развернутых ответов на лингвистические темы;
– использовать на уроках русского языка алгоритмы и опорные схемы;
– учитывать индивидуальные особенности младших школьников.
Гипотеза: развитие логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы, по всей вероятности, будет

Слайд 5Задачи исследования:

1. Изучить лингвистическую, методическую и педагогическую литературу по теме исследования

и выявить степень ее теоретической разработанности.
2. Рассмотреть и проанализировать опыт учителей и методистов по проблеме развития логического мышления учащихся начальных классов.
3. Организовать и провести опытно – экспериментальную работу по предмету исследования.
Задачи исследования:1. Изучить лингвистическую, методическую и педагогическую литературу по теме исследования и выявить степень ее теоретической разработанности.

Слайд 6Методы исследования:
теоретические: теоретический анализ, реферирование педагогического опыта; эмпирические: анализ продуктов

речевой деятельности учащихся, эксперимент, изучение, обобщение и теоретическое осмысление методического опыта учителей начальных классов по проблеме исследования; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ, реферирование педагогического опыта; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности учащихся, эксперимент, изучение, обобщение

Слайд 7Экспериментальная база исследования – 4 класс МОУ «Гимназия № 2» г.

Белгорода, занимающийся по УМК «Начальная школа XXI века», авторы программы и учебников по русскому языку С.В Иванов, А.О. Евдокимова,  М.И. Кузнецова,  Л.В. Петленко, В.Ю.Романова.
Экспериментальная база исследования – 4 класс МОУ «Гимназия № 2» г. Белгорода, занимающийся по УМК «Начальная школа

Слайд 8Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа исследований в

области психологии, педагогики, языкознания, методики преподавания русского языка поставлена и решена на научно – теоретическом уровне проблема развития логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы. Данная работа вносит вклад в дальнейшее развитие методики русского языка в начальной школе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа исследований в области психологии, педагогики, языкознания, методики преподавания

Слайд 9Практическая значимость определяется тем, что предложенные задания и упражнения могут быть

рекомендованы учителям начальных классов и студентам педагогических факультетов в целях развития логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
Практическая значимость определяется тем, что предложенные задания и упражнения могут быть рекомендованы учителям начальных классов и студентам

Слайд 10Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) проанализированы понятия «мышление» и «логическое

мышление» как педагогическая категория;
2)определены уровни развития логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы; выявлены и экспериментально обоснованы варианты процесса развития логического мышления младших школьников (на основе создания развернутых ответов).
Научная новизна исследования заключается в следующем:1) проанализированы понятия «мышление» и «логическое мышление» как педагогическая категория;2)определены уровни развития

Слайд 11Структура магистерского исследования определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает

в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Структура магистерского исследования определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение,

Слайд 12Мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в

человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми объектами, раскрывающими их свойства и сущность.
Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно – следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
Мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и

Слайд 13Развернутые ответы – воспроизведение определенной научной информации, умение оперировать ею. Сложность

данных ответов заключается в умении логично, четко, последовательно излагать свой материал. Развернутые ответы подразделяются на следующие типы: развернутые ответы, не требующие собирания материала; развернутые ответы, требующие собирания материала; по характеру мыслительной операции. Необходимо обучать младших школьников созданию подобного рода ответов.
Развернутые ответы – воспроизведение определенной научной информации, умение оперировать ею. Сложность данных ответов заключается в умении логично,

Слайд 14Констатирующий этап, цель которого – первичная диагностика уровня сформированности логического мышления

учащихся младшего школьного возраста в классе. На данном этапе использовались специально отобранные методики: «Изучение гибкости мышления», «Изучение быстроты мышления», «Сравнение понятий», «Четвертый лишний».
Констатирующий этап, цель которого – первичная диагностика уровня сформированности логического мышления учащихся младшего школьного возраста в классе.

Слайд 15






Рис.1. Уровень развития логического мышления младших школьников на констатирующем этапе

Низкий уровень

развития мышления имеют 11 ребят (50%); 7 ребят находятся на среднем уровне – 31,9% и 4 ребят (18,1%) имеют высокий уровень развития логического мышления.
Рис.1. Уровень развития логического мышления младших школьников на констатирующем этапеНизкий уровень развития мышления имеют 11 ребят (50%);

Слайд 16Формирующий этап, цель которого – разработать комплекс упражнений по развитию логического

мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
Формирующий этап, цель которого – разработать комплекс упражнений по развитию логического мышления младших школьников при создании развернутых

Слайд 17При создании развернутых ответов на лингвистические темы использовались такие приемы, как:

определить в какой последовательности следует начинать строить высказывание лингвистического характера; уметь составить общее правило из предложенных понятий; анализ образца высказывания учителя; формулирование ответа на вопрос учителя; составление алгоритма для высказывания; использование схемы для создания развернутого высказывания; прием разъяснения значения термина.
При создании развернутых ответов на лингвистические темы использовались такие приемы, как: определить в какой последовательности следует начинать

Слайд 18Контрольный этап, цель которого – повторная диагностика уровня сформированности логического мышления

учащихся младшего школьного возраста в классе, проведен анализ полученных результатов.
Цели исследования:
установить динамику в развитии логического мышления у учащихся экспериментального класса;
сравнить полученные результаты исследования с констатирующим этапом и сделать выводы.
Контрольный этап, цель которого – повторная диагностика уровня сформированности логического мышления учащихся младшего школьного возраста в классе,

Слайд 19






Рис.2. Уровень развития логического мышления младших школьников на контрольном этапе


Рис.2. Уровень развития логического мышления младших школьников на контрольном этапе

Слайд 20


Рис.3. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента

Рис.3. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента

Слайд 21Развитие логического мышления учащихся младших классов при создании развернутых ответов на

лингвистические темы будет более эффективным, если:
- целенаправленно и систематически использовать разнообразные упражнения, такие как «Дополни высказывание…», «Составь алгоритм высказывания…», «Дать определение…» и т.д.;
- использовать на уроках русского языка алгоритмы и опорные схемы;
- учитывать индивидуальные особенности младших школьников.
Развитие логического мышления учащихся младших классов при создании развернутых ответов на лингвистические темы будет более эффективным, если:

Слайд 22СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть