Слайд 1«Развитие логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические
темы»
Слайд 2 Проблема исследования:
каковы возможности развития логического мышления младших школьников
при создании развернутых ответов на лингвистические темы. Решение этой проблемы составило цель настоящего исследования.
Слайд 3
Объект исследования: развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: процесс развития логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
Слайд 4
Гипотеза:
развитие логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на
лингвистические темы, по всей вероятности, будет реализовываться наиболее продуктивно, если:
– включать задания разного типа по обучению учащихся составлению развернутых ответов на лингвистические темы;
– использовать на уроках русского языка алгоритмы и опорные схемы;
– учитывать индивидуальные особенности младших школьников.
Слайд 5Задачи исследования:
1. Изучить лингвистическую, методическую и педагогическую литературу по теме исследования
и выявить степень ее теоретической разработанности.
2. Рассмотреть и проанализировать опыт учителей и методистов по проблеме развития логического мышления учащихся начальных классов.
3. Организовать и провести опытно – экспериментальную работу по предмету исследования.
Слайд 6Методы исследования:
теоретические: теоретический анализ, реферирование педагогического опыта; эмпирические: анализ продуктов
речевой деятельности учащихся, эксперимент, изучение, обобщение и теоретическое осмысление методического опыта учителей начальных классов по проблеме исследования; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Слайд 7Экспериментальная база исследования – 4 класс МОУ «Гимназия № 2» г.
Белгорода, занимающийся по УМК «Начальная школа XXI века», авторы программы и учебников по русскому языку С.В Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова.
Слайд 8Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа исследований в
области психологии, педагогики, языкознания, методики преподавания русского языка поставлена и решена на научно – теоретическом уровне проблема развития логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы. Данная работа вносит вклад в дальнейшее развитие методики русского языка в начальной школе.
Слайд 9Практическая значимость определяется тем, что предложенные задания и упражнения могут быть
рекомендованы учителям начальных классов и студентам педагогических факультетов в целях развития логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
Слайд 10Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) проанализированы понятия «мышление» и «логическое
мышление» как педагогическая категория;
2)определены уровни развития логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы; выявлены и экспериментально обоснованы варианты процесса развития логического мышления младших школьников (на основе создания развернутых ответов).
Слайд 11Структура магистерского исследования определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает
в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Слайд 12Мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в
человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми объектами, раскрывающими их свойства и сущность.
Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно – следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
Слайд 13Развернутые ответы – воспроизведение определенной научной информации, умение оперировать ею. Сложность
данных ответов заключается в умении логично, четко, последовательно излагать свой материал. Развернутые ответы подразделяются на следующие типы: развернутые ответы, не требующие собирания материала; развернутые ответы, требующие собирания материала; по характеру мыслительной операции. Необходимо обучать младших школьников созданию подобного рода ответов.
Слайд 14Констатирующий этап, цель которого – первичная диагностика уровня сформированности логического мышления
учащихся младшего школьного возраста в классе. На данном этапе использовались специально отобранные методики: «Изучение гибкости мышления», «Изучение быстроты мышления», «Сравнение понятий», «Четвертый лишний».
Слайд 15
Рис.1. Уровень развития логического мышления младших школьников на констатирующем этапе
Низкий уровень
развития мышления имеют 11 ребят (50%); 7 ребят находятся на среднем уровне – 31,9% и 4 ребят (18,1%) имеют высокий уровень развития логического мышления.
Слайд 16Формирующий этап, цель которого – разработать комплекс упражнений по развитию логического
мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
Слайд 17При создании развернутых ответов на лингвистические темы использовались такие приемы, как:
определить в какой последовательности следует начинать строить высказывание лингвистического характера; уметь составить общее правило из предложенных понятий; анализ образца высказывания учителя; формулирование ответа на вопрос учителя; составление алгоритма для высказывания; использование схемы для создания развернутого высказывания; прием разъяснения значения термина.
Слайд 18Контрольный этап, цель которого – повторная диагностика уровня сформированности логического мышления
учащихся младшего школьного возраста в классе, проведен анализ полученных результатов.
Цели исследования:
установить динамику в развитии логического мышления у учащихся экспериментального класса;
сравнить полученные результаты исследования с констатирующим этапом и сделать выводы.
Слайд 19
Рис.2. Уровень развития логического мышления младших школьников на контрольном этапе
Слайд 20
Рис.3. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента
Слайд 21Развитие логического мышления учащихся младших классов при создании развернутых ответов на
лингвистические темы будет более эффективным, если:
- целенаправленно и систематически использовать разнообразные упражнения, такие как «Дополни высказывание…», «Составь алгоритм высказывания…», «Дать определение…» и т.д.;
- использовать на уроках русского языка алгоритмы и опорные схемы;
- учитывать индивидуальные особенности младших школьников.