Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем.
1) она всегда сложнее и полнее устной, предложения крупнее, чаще употребляются сложные конструкции, больше книжных слов;
2) не используются такие важные компоненты, как паузы, жесты, логическое ударение, интонации;
3) письменная речь осложнена орфографией.
При организации формирующего этапа на уроках русского языка использовались разнообразные методы и приемы развития письменной речи младших школьников. Это, прежде всего, диктанты, изложения и сочинения.
Упражнения, направленные на работу над предложением и текстом:
1) ответы на простые вопросы
2) упражнения по озаглавливанию текста, определение темы текста;
3) составление предложений, объединенных одной темой по сюжетным картинкам, по опорным словам;
4) исправление деформированного плана текста;
5) работа с пословицами;
6) стилистический анализ
7) выбор подходящего вступления или заключения сочинения;
8)стилистическое редактирование текста
9) восстановление деформированных текстов
10) лингвистический эксперимент;
11) различные виды сочинений.
Письменные ответы на поставленные вопросы с использованием предложенных слов;
Выписывание цитат из текстов упражнений или текстов, подобранных учителем;
Выборка и запись сравнений; выборка и запись слов, необходимых для выполнения таких заданий, как составление описания внешности, характера, описаний природы и т. д.
Выписывание цитат способствует лучшему усвоению текста художественного произведения, расширяет и обогащает словарный запас учащихся.
В качестве таких заданий могут быть следующие:
- составление рассказа или нескольких текстов на заданную тему;
- продолжение текста его путем добавления новых фактов из жизни героев;
- изменение лица, времени глаголов при передаче содержания текста;
- составление рассказа по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта;
- составление или продолжение рассказа по картине или серии картин.
1. При традиционном обучении основным способом формирования действия построения связного текста является изложение – перекодирование средствами письменного языка уже заданного в какой-либо форме смыслового содержания. Этот путь менее эффективен для формирования действия смыслового содержания текста.
2. Учебной ситуацией, создающей мотивацию усвоения письменной речи в процессе построения текстов, является не ситуация репродуцирования уже заданного содержания (написание изложений), а ситуация продуцирования оригинальных текстов, выражающих мысли и чувства ребенка.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть