Слайд 1Речевое развитие детей в условиях ДОУ
Подготовила: Воспитатель I квалификационной категории
Белоусова
М.И.
Слайд 2Речевое общение
Речевое общение — это мотивированное взаимодействие между участниками коммуникации, которое
направлено на достижение определенной цели. Речевое общение включено во все другие виды человеческой деятельности (трудовую, социальную, познавательную и т.п.), а потому играет огромную роль в жизни человека как члена общества.
Слайд 3 Речь человека – это его визитная карточка
Главные функции речи:
Речь
Воздействие
Сообщения
Выражения
Обозначения
Слайд 4Факторы, влияющие на развитие речи у дошкольников
РЕЧЬ
Занятие с логопедом
Чтение худ. литературы
Речевое
общение со взрослыми
Обучение в детском саду
Просмотры телепередач
Занятие по развитию речи
Речевое общение со сверстниками
Образцовая речь педагогов
Слайд 5Участники учебного процесса
Педагоги
Дети большую часть времени проводят всё-таки в детском саду,
поэтому учебный процесс в первую очередь зависит от педагога. Педагог закладывает в ребёнке основу.
2. Дети
Конечно же результат учебного процесса в большей степени зависит от самих детей. Если они во время занятия будут отвлекаться, то результат будет минимален.
3. Родители
Родители так же являются важнейшей составляющей учебного процесса. С ребёнком необходимо заниматься и дома, и летом. Чтобы закрепить тот результат, который дали педагоги ДОУ.
Слайд 6Задачи ДОУ
Главной задачей дошкольного образовательного учреждения является, конечно же, формирование первичных
знаний у дошкольников, которые в последующем будет опираться обучение в первом классе. Основным направлением работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся с помощью фразеологизмов, загадок, пословиц, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров, их образности и углубляют художественное восприятие литературных произведений. В результате у детей повышается уровень логического и наглядно-образного мышления.
Слайд 7Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков
Выделяют 3 основные функции
речи:
1.Коммуникатив-ная функция- осуществление общения между людьми.
2. Регулирующая функция речи проявляется в сознании и регулировании поведения своего собственного и других людей.
3.Программирующая функция речи- выражается не только в построении предложений устной речи, но и построении различных движений и действий .
Слайд 9Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
создание развивающей предметно-пространственной среды;
целенаправленная
работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
изучение состояния устной речи детей;
участие родителей в речевом воспитании детей.
Слайд 10Занятия «развитие речи»
На занятиях все педагоги дошкольного образовательного учреждения большое внимание
уделяется развитию словарного запаса детей. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Например, детям показывается какая-либо картинка, и дети должны придумать мини-рассказ о том, что происходит на картинке.
Та же немаловажной является работа над звуковой культурой речи: закрепляются поставленные и автоматизированные звуки, проводится работа над интонационной выразительностью, темпом речи, ударениями. Педагог исправляет детей, если те произносят какие-либо слова неправильно.
Занятия по развитию речи проводятся с учетом комплексного подхода, чтобы речь детей формировалась исключительно правильно.
Слайд 11основные направления работы над речью в ДОУ
Развитие и обогащение словаря
Воспита-ние звуковой
культуры речи
Развитие грамматического строя речи
Развитие монологи-ческой речи
Ознакомле-ние с худ. литературой
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
Развитие диалогичес-кой речи
Слайд 12Занятия по развитию речи
Находясь в детском саду, ребёнок старается подражать грамотной
и красивой речи воспитателя, а на занятиях по развитию речи особое внимание ребёнок уделяет идеализированным нормам, которые даёт воспитатель. Ребёнок старается им соответствовать. Учиться взаимодействовать с остальными ребятами и принимать непосредственное участие в беседе. Тренируется говорить по разрешению воспитателя, развивает навык сдерживания. На занятиях дети приобретают новые знания.
Слайд 13Работа по развитию речи включает в себя следующие разделы:
Развитие речевого дыхания,
формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие мелкой моторики.
Формирование фонематического слуха.
Развитие словарного запаса.
Развитие связной речи.
Развитие высших психических функций – память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление.
Слайд 14Работа с родителями
Организация работы с родителями является необходимым условием при создании
единого речевого пространства в ДОУ.
Родители играют важнейшую роль в полноценном развитии речи детей. Если с ребёнком будут заниматься не только педагоги, но и родители, это обеспечит непрерывность развития речи ребёнка и данный процесс будет идти гораздо быстрее.
Слайд 15Логопед и родители
Главная цель взаимодействия логопеда и родителей – это
включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.
Цели работы логопеда с родителями:
Формирование у родителей желания помогать своему ребёнку
Формирование у родителей мотивации принимать участие в учебном процессе их ребёнка
Повышение уровня педагогической компетенции родителей
Информацион-ная и дидактическая поддержка семьи
Слайд 16Мероприятия, направленные на привлечение родителей в учебный процесс детей
1. Беседы с
родителями о важности проблемы развития речи детей.
2. Консультации, проводимые логопедом с родителями.
3. Папка, которая будет доносить до родителей информацию и задания от логопеда без личной встречи.
4. Памятка для родителей, стоящая в раздевалке группы, созданная логопедом.
Слайд 17Организация логопедических занятий дома
1. Игра с детьми в игру «Лото» на
различные тематики : зоологические, биологические и т.п.
2. Лепка различных предметов с дальнейшим описанием ребёнком того, что он слепил и для чего это употребляется.
3. Наклеивание различных наклеек на заготовленный Вами рисунок с придумыванием рассказа о том, что ребёнок сделал.
4. Придумывание рассказов ребёнком по различным картинкам и макетам.
НО, ВО ИЗЗБЕЖАНИИ НЕЖЕЛАНИЯ РЕБЁНКА ОБУЧАТЬСЯ, НЕОБХОДИМО ВСЁ ЭТО ДЕЛАТЬ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ, ЧТОБЫ РЕБЁНКУ БЫЛО ИНТЕРЕСНО.
Слайд 18Рекомендации педагога-логопеда
Для достижение желаемого результата необходимы ЕЖЕДНЕВНЫЕ занятия с ребёнком.
Конечно
же, обязательно надо менять тематику занятий, потому что каждый день делать одно и тоже явно надоест ребёнку.
Проводить с ребёнком игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий, игры на развитие мелкой моторики.
Проведение артикуляционной гимнастики (лучше 2 раза в день).
Но не стоит переутомлять и перегружать ребёнка, ему всё должно быть в радость.
Слайд 19Следуя всем вышеуказанным рекомендациям, с лёгкостью можно выстроить доверительные отношения, которые
будут способствовать благополучному развитию речи у детей, которые заинтересуют в развитии речи самого ребёнка, а значит, ему будут приносить удовольствия Ваши занятия.