Слайд 1Новичкова Ирина Викторовна-
Воспитатель группы
« Радуга»
МБДОУ д/с №25 «Светлячок»
Слайд 2
« Активизация и обогащение словаря детей 3-4 лет через
дидактические игры
»
2017-2018 учебный год
г. Кстово
Слайд 4Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников
М. Академия, 2000-400с.
2. Бородич
А.М. Методика развития речи детей – М.,2004.
3. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» – М., 1991г.
4. Жуковская Р.И. «Игра и ее педагогическое значение» – М., 1975г.
5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите играя» –М.,1981г.
6. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» –М., 1982г.
7. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. 2001г.
8. Ушакова О.С. Методика развития речи дошкольников.2008г.
9. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» – М.,1988г.
10. http: // www. volgasadik. ru / Дидактические игры как средство
развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Слайд 5Актуальность
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной
речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Дидактическая игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать связную речь детей.
Слайд 6Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить
усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через дидактическую игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Слайд 7-Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
- Формировать грамматический, лексический строй
речи;
- Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
- Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
- Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
- Пополнять словарный запас детей за счет дидактических игр;
- Развивать мелкую моторику рук.
Задачи:
Слайд 8Ожидаемый результат
в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь,
мышление, интеллектуальное развитие.
Слайд 9Цель :
- Обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим
категориям через использование разнообразных дидактических игр.
- Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.
- Изучить способы, методы и приемы активизации речи детей младшего дошкольного возраста.
- Объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Слайд 10Задачи :
Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов
(у платья – рукава, воротник и т.д.), особенности поверхности (гладкая, пушистая и т.д.), некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов).
- Обращать внимание на сходные по значению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет), учить находить между ними сходство и различие.
- Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, овощи, фрукты, мебель, птицы и т.д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных и т.д.).
Слайд 11Формы работы
Игры, способствующие количественному накоплению слов, пониманию их смыслового значения:
«Лото», «Чудесный мешочек», «Отгадай и назови», «Назови части по картинкам», «Что забыл нарисовать художник» и т.д.
Рассматривание предметных картинок для обогощения словарного запаса: «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Транспорт», «Мебель», «Животные и их детеныши», «Профессии».
Игры, способствующие усвоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов: «Догадайся», «Назови одним словом», «Продолжи ряд слов», «Магазин», «Что лишнее» и т.д.
Слайд 12. Игры, способствующие формированию у детей глагольного словаря: «Покажи и объясни»,
«Кто что умеет делать», «Узнай животное по действиям» и т.д.
. Игры по обогащению словаря словами признаками (прилагательными): «Какая? Какой? Какие?», «Подумай и договори» и т.д.
. Инсценировка знакомых сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка».
Слайд 13.
. Самостоятельные игры с игрушками.
. Пальчиковые игры: (стимулирование речевого развития, повышение
работоспособности коры головного мозга).
. Использование наглядно – дидактических пособий: (формирование фразовой речи).
. Использование малых форм фольклора.
. Рассказывание знакомых сказок, разучивание стихотворений.
. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в д /с для формирования речи: Консультация «Речь детей 3-4 лет», «Учим ребенка общаться».
. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.
Слайд 14Использование малых форм фольклора. Разучивание стихотворений.
Чтение знакомых сказок.
Слайд 15«Узнай животное по действиям»
рассматривание и описание игрушек
Слайд 18Инсценировка знакомых сказок: «Теремок», «Колобок»,
Слайд 20
Проводя дидактические игры во
время занятий, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, дети расширяли свои знания и представления об окружающем мире, что привело к повышению уровня развития словаря, о чем свидетельствуют данные, полученные в ходе мониторинга, проведенного в мае 2018г.
В результате проведенной работы произошли позитивные изменения в словарном запасе детей.
Так, все дети правильно называли предъявляемые им предметы, точнее и увереннее называли части предметов.
Стали больше использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Содержание совместной игровой деятельности стало обогащаться.
Слайд 21Данные мониторинга, полученного в начале учебного года, показали средний уровень словарного
запаса детей 3-4 лет.