Слайд 1МАДОУ ЦРР - д\с №33 «Золушка»
Педагог-психолог Портнова Т.В.
Логопед Л.Ш. Бесчаснова.
«ЕЕ Величество
Сказка»
Организация
сказкотерапевтических сеансов:
Методические рекомендации для педагогов
Слайд 2Сущность и значение сказки в жизни ребенка.
Богатейшим источником развития
фантазии ребенка является сказка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь , мышление, формирует отношение к окружающему миру. В сказке дети узнают :что такое добро и что такое зло, как вести себя в различных ситуациях и решать жизненные задачи.
Слайд 3Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и
педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.
Слайд 4В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников?
Сказкотерапия может быть использована
по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.
Слайд 5Правила организации сказкотерапии для дошкольников:
Простое прочтение сказки не несет в себе
терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию;
Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу;
Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;
Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения;
Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.
Слайд 6Детям 1.5-3 лет
«Колобок», «Курочка-Ряба», «Репка», «Теремок» - все эти сказки
можно рассказывать малышу,показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей («Наша Таня горько плачет...», «Идет бычок, качается...» и другие), и «Цыпленка и утенка» Владимира Сутеева и «Цыпленка» Корнея Чуковского. Дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз.
Слайд 7Детям 3-5 лет
наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки
о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Слайд 8Детям 5 лет
Ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами,
Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Слайд 9Дети 5-6 лет
предпочитает волшебные сказки, забавные рассказы и увлекательные приключения
Слайд 10
10.Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ (рисунки, книга, поделки).
Основные
приемы работы со сказкой
1. Беседа «…да в ней намек»
2.Чтение разных сказок
3. Анализ сказки
4.Рассказывание сказки
5.Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
6.Разучивание поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
7.Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка
8.Самостоятельное составление сказок. Сочинение сказок.
9.Загадки о сказках, героях сказок.
11.Постановка сказок с помощью кукол (кукольный театр, настольный,пальчиковый театр)
Слайд 11Оснащение книжного уголка по сказкам
Слайд 12Оснащение театрального уголка по сказкам
Слайд 13Беседа, чтение сказок, загадок, поговорок
Слайд 14Рассматривание книг, иллюстраций по сказкам
Слайд 15Рисование, раскрашивание раскрасок по сказкам
Слайд 16Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
Слайд 17Художественно-речевая деятельность
Занятие по развитию речи
Слайд 18Дети превращают круги в персонажей сказки
Слайд 19Дети рассказывают по своим рисункам о сказочных персонажах
Слайд 20Занятие по РЭМП по сказке «Колобок»
Слайд 22
Показ настольного театра по сказкам детьми
Слайд 24Сказки перед сном
Многие специалисты и умудренные опытом родители рекомендуют читать сказки
на ночь или в дневное время. Сказка перед сном должна быть небольшой, с быстроразвивающимися событиями, а так же со счастливым концом, чтобы малыш не переживал за судьбу персонажа, а спокойно заснул.
Очень хорошо, если сюжет в сказке несколько раз повторяется, например: русская народная сказка «Репка», «Рукавичка» или «Соломенный бычок», тогда ребенок ее быстро запоминает и через некоторое время сам расскажет вам эту сказку. Кстати, можете остановить свой выбор не только на русских сказках, но и на сказках народов мира, переведенных на ваш родной язык.
Слайд 25Методы и приемы работы со сказкой.
Моделирование сказок.
Использование в качестве заместителей разнообразные
геометрические фигуры.
Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
Например в сказке «Три медведя»-три коричневых прямоугольника разной высоты и длины, соответствуют размеру и цвету персонажей.
Слайд 26Моделирование сказки «Теремок» детьми
Слайд 27Сказка с помощью картинок
- Ребенок по серии картинок не только рассказывает
о героях, которые изображены на рисунках, но и размышляет, что происходит вокруг.
Слайд 29Сказка по кругу
- Дети по очереди продолжают сказку, начатую воспитателем. «Проснулся
однажды ночью мальчик Ваня и видит в стене дверь, которой раньше не было…»
Слайд 30Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Расскажи сказку», «Узнай сказку», «Кто лишний».
Слайд 31Творческие задания по сказкам:
1.Сказка про самого себя.
2.Сказка о любимых игрушках.
3.Сказка от
смешного стишка.
4.Сказка от дразнилки.
5.Сказки о бытовых предметах- началом сказки является рассказ о бытовом предмете.
6.Узнай сказку по песенке героев- «Не садись на пенек, не ешь пирожок», «Козлятушки-ребятушки! Отворитесь отопритесь.»
7.Сказка наоборот- « Три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было. Как повели себя медведи».
8.Инсценировка сказок.
Слайд 32Сказка от считалки
Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел,
Гу-гу-гу, чу-чу-чу,
Я на
волю полечу.
По считалке выявляют оставшегося.
Начало сказки: Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…-дети продолжают
Слайд 33Сказка от загадки
Предлагается так называемый мостик от загадки к началу сказки:
«Чем вата ниже, тем дождик ближе»(Тучи или облака)
Начало: Вата спускалась все ниже и ниже, а дождя все не было. И вот…