Слайд 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Слайд 2план
Готовность к школе
Кризис Семи лет
Личностная готовность состоит из навыков и
способности
войти в контакт с
одноклассниками и учителями
Волевая готовность.
Отношения к школе
Слайд 3Готовность к школе психологическая
«Готовность к школе психологическая (синоним: школьная зрелость) —
комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.
Слайд 4
Кризис семи лет
1. Ребенок может стать более утомляемым, раздражительным.
2. Кривлянье и
манерничанье.
3. Обостряется агрессивность. Иногда бывает и наоборот – появляется излишняя застенчивость.
4. Ребенок очень хочет быть похожим на взрослых.
5. Если ребенок уже ходит в школу, то его успеваемость неожиданно снижается.
6. Порой появляются страхи, повышается тревожность и неуверенность в себе.
Все это говорит о том, что у вашего отпрыска серьезные проблемы – и физиологические, и психологические.
Слайд 61. Личностная готовность
состоит из навыков и
способности войти в контакт
с одноклассниками и учителями.
Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Слайд 72. Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него
потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
Слайд 83. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит.
Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.
Слайд 9Ориентировка в окружающем, запас знаний
Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления
Умения обобщать
дифференцировать явления и предметы
Развития речевой сфере
Умения слушать и точно выполняет указания взрослых
Самостоятельно действовать по заданию
Слайд 10Двигательная готовность
Мелкая моторика
Крупные движения (рук, ног, тела целом)
Слайд 11Уровень развития предпосылки учебной деятельности
У ребенка дошкольника нет и не может
быть собственных школьных качеств
Они складываются в тот деятельности для которых им необходимы.
Готовность к школьному обучению- это владения предпосылками к последующему качественному обучении.
Качества ребенка:
Мотивационная
Социальная зрелость
Слайд 12 Мотивация
Диагностируя школьную готовность, психологи всегда уделяют внимание мотивации. Лучший мотив
для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не столь часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.
Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.
Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.
Слайд 13Социальная готовность к школе
Еще один компонент. Социальная (личностная) готовность к школе
означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.
Слайд 14 Игра как подготовка к школе
Полезны игры разные. Даже "несерьезные" игры: в
"больницу", "дочки-матери", "школу". Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, "рассмотреть" их в уме. Главное - не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.
Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе - это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес!
Слайд 15Ребенка считают неготовым к школе, если он:
настроен исключительно на игру;
недостаточно самостоятелен;
чрезмерно
возбудим, импульсивен, неуправляем;
не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
имеет серьезные нарушения речевого развития;
не умеет общаться со сверстниками;
не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
Слайд 16Ситуация. Проводилось исследование отношения учеников к школе. Первый замер проводился за
2 недели до поступления в школу, а второй - после 2 мес. обучения. Результаты показали, что отношение учащихся к школе ухудшилось. Но ухудшилось по-разному, в зависимости от стиля деятельности учителя - в большей мере у учителей авторитарного стиля.
Какой вывод может быть сделан из результатов данного исследования?
Решение. Ухудшение отношения к школе связанно не столько с трудностями школьной жизни и учебы, сколько с особенностями общения учителя с учениками.
Слайд 17Ситуация. Петя, ученик 1 класса, получил неудовлетворительную оценку и спрашивает: "Как
же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая". У Пети возникает чувство обиды, мысль о том, что учитель к нему несправедлив, придирается.
Почему возникла такая ситуация?
Решение. Подобные ситуации возникают в том случае, когда учитель не разъяснил ученику, что отметки ставятся за результат его деятельности, а не за усилия, которые он затратил на выполнение задания. Именно здесь уже заложена причина нарушений отношений учителя с учеником. Возможен конфликт.
Слайд 18Ситуация. Петя, ученик 1 класса, получил неудовлетворительную оценку и спрашивает: "Как
же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая". У Пети возникает чувство обиды, мысль о том, что учитель к нему несправедлив, придирается.
Почему возникла такая ситуация?
Решение. Подобные ситуации возникают в том случае, когда учитель не разъяснил ученику, что отметки ставятся за результат его деятельности, а не за усилия, которые он затратил на выполнение задания. Именно здесь уже заложена причина нарушений отношений учителя с учеником. Возможен конфликт.
Контрольные вопросы
Кто такое подготовка ребенка к школе?
Какие признаки вы можете назвать по кризису семи лет?
Как надо готовить ребенка к школе?
Какие качества должны быть у ребенка?
какие игры вы можете предложить при подготовке ребенка к школе?
Какие затрудняя могут возникнуть?
Слайд 19Ситуация. Проводилось исследование отношения учеников к школе. Первый замер проводился за
2 недели до поступления в школу, а второй - после 2 мес. обучения. Результаты показали, что отношение учащихся к школе ухудшилось. Но ухудшилось по-разному, в зависимости от стиля деятельности учителя - в большей мере у учителей авторитарного стиля.
Какой вывод может быть сделан из результатов данного исследования?
Решение. Ухудшение отношения к школе связанно не столько с трудностями школьной жизни и учебы, сколько с особенностями общения учителя с учениками.
Список литературы:
И. В. Шаповаленко. Возрастная психология.- изд. Гардирика.-2000.
http://www.kid.ru/
3. http://psiholognat.ucoz.ru/
http://www.krokha.ru/
5. http://adalin.mospsy.ru/