Презентация, доклад по профессиональному выгоранию педагогов

Содержание

Синдром выгорания обозначают термином «burnout» (англ.) – «сгорание», «выгорание», «затухание горения». Впервые он был предложен Г. Фроиденбергером (1974) Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающей в

Слайд 1Подготовила
педагог-психолог
Озорникова В.Ю.
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Подготовила педагог-психологОзорникова В.Ю. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Слайд 2Синдром выгорания обозначают термином «burnout» (англ.) – «сгорание», «выгорание», «затухание горения».

Впервые он был предложен Г. Фроиденбергером (1974)
Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающей в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Что означает «профессиональное выгорание»?

Синдром выгорания обозначают термином «burnout» (англ.) – «сгорание», «выгорание», «затухание горения». Впервые он был предложен Г. Фроиденбергером

Слайд 3Деятельность педагога насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов

за день, предельно высокая ответственность, необходимость все время быть в форме и пр. В обществе декларируется «образ успешного человека» - уверенного в себе, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных высот. Этот образ необходим для того, чтобы быть востребованным. Но для поддержания имиджа педагогу важно иметь внутренние ресурсы. Сама профессия педагога относится к альтруистическому типу, что повышает вероятность возникновения выгорания.

Важно помнить…

Деятельность педагога насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за день, предельно высокая ответственность, необходимость

Слайд 4Синдром эмоционального выгорания – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса

и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Стресс (давление, нажим, напряжение) – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных¸ необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Понятие «стресс» было введено канадским эндокринологом Г. Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала чисто медицинское значение и описывала реакции организма на любое повреждение (механическое, инфекционное и т.д.) В дальнейшем добавилось понятие психоэмоционального стресса.

Дистресс (горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) – это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека вплоть до ее полной дезорганизации.
 

Определение понятия

Синдром эмоционального выгорания – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и

Слайд 5 
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии («три лестничных

пролета в глубины профессиональной непригодности» К. Маслач (1982)):
1 стадия
- приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний, «скучно и пусто на душе…»;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности («Оставьте меня в покое, не лезьте ко мне!»)
2 стадия
- возникновение недоразумений с клиентами, пренебрежительное отношение к коллегам;
- проявление неприязни в присутствии клиента (от скрытой антипатии до открытого раздражения). Подобное поведение профессионала – это неосознанное проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный уровень для организма.
3 стадия
- притупление представлений о ценностях жизни, «уплощение» эмоционального отношения к миру, равнодушие ко всему, включая собственную жизнь;
- отсутствие интереса к чему бы то ни было, физически ощущаемое безразличие.

Стадии профессионального выгорания

 Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии («три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности» К.

Слайд 6На 1-ой стадии у человека проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки.

В этом случае он может сам себе помочь (путем расслабления, организации перерывов в работе).
На 2-ой стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Требуются дополнительные усилия для заботы о себе.
Признаки и симптомы 3-ей стадии являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения

В чем различие?

На 1-ой стадии у человека проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае он может сам

Слайд 7Социально – психологический фактор развития выгорания
Переживание несправедливости. Люди оценивают свои возможности

относительно окружающих в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада. Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от них, пропорционально тому, что вкладывают и получают другие. Доказано, что чувство несправедливости выступает важной детерминантой выгорания. Чем больше выражены переживания несправедливости, тем сильнее профессиональное выгорание.

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ВЫГОРАНИЯ (ПО Л.В. НОВИКОВОЙ)

Социально – психологический фактор развития выгоранияПереживание несправедливости. Люди оценивают свои возможности относительно окружающих в зависимости от факторов

Слайд 8Социальная незащищенность. В напряженных социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность

в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативным переживаниям и возможной мотивационно-эмоциональной деформации личности.
Уровень поддержки. Разные виды поддержки оказывают неоднозначное влияние на выгорание. Майкл Лейтер изучал воздействие личностной (неформальной) и профессиональной поддержки на синдром выгорания (1993). Оказалось, что профессиональная играла двойственную роль, уменьшая или усиливая выгорание. С одной стороны, она была связана с более сильным ощущением профессиональной успешности, а с другой – с эмоциональным истощением. Обнаружено также, что чем больше личная поддержка, тем меньше риск эмоционального истощения.

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ВЫГОРАНИЯ

Социальная незащищенность. В напряженных социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит

Слайд 9Неудовлетворенность работой. Более сильное выгорание связано с непривлекательностью работы в организации:

чем ниже привлекательность, тем выше риск выгорания. Хроническое выгорание может приводить к психологической отстраненности не только от работы, но и от организации в целом. Работник эмоционально дистанцируется от своей трудовой деятельности и переносит свойственные ему переживания опустошенности на всех, кто работает в организации, избегает всяческих контактов с коллегами. Сначала это удаление может иметь форму физической изоляции, а если выгорание продолжается, он постоянно будет избегать стрессовых ситуаций, отказываясь от дальнейшего карьерного роста. Эмоционально выгорающие профессионалы часто не способны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой, и, когда синдром развивается в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления. Привлекательность корпоративной культуры и работы в организации оказывает сдерживающее влияние на развитие процессов выгорания.

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ВЫГОРАНИЯ

Неудовлетворенность работой. Более сильное выгорание связано с непривлекательностью работы в организации: чем ниже привлекательность, тем выше риск

Слайд 10Оплата труда. Чем выше уровень зарплаты, тем ниже уровень выгорания.
Возраст, стаж

работы и уровень удовлетворенности карьерой. Между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворенности профессиональным ростом сложные взаимоотношения. Профессиональный рост обеспечивает человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В этих случаях чем больше стаж, тем меньше выгорание. В случае неудовлетворенности карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников. Влияние возраста на эффект выгорания неоднозначно. Фактором риска выгорания выступает неудовлетворенность работой, отсутствие перспективы личностного и профессионального роста, а также личностные свойства, оказывающие влияние на напряженность общения на работе.

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ВЫГОРАНИЯ

Оплата труда. Чем выше уровень зарплаты, тем ниже уровень выгорания.Возраст, стаж работы и уровень удовлетворенности карьерой. Между

Слайд 11Карьерные устремления. Исследователи пришли к общему выводу о том, что отсутствие

возможности реализовать большинство карьерных устремлений приводит к повышению уровня эмоционального выгорания, внутреннего напряжения.
Пол. Обнаружено, что мужчинам более присущи высокая степень деперсонализации и высокая оценка своей профессиональной успешности, а женщины более подвержены эмоциональному истощению.

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ВЫГОРАНИЯ

Карьерные устремления. Исследователи пришли к общему выводу о том, что отсутствие возможности реализовать большинство карьерных устремлений приводит

Слайд 12Личностные факторы развития выгорания
Локус контроля. Это качество характеризующее склонность человека приписывать

ответственность за результаты своей деятельности внешним силам – начальству, обществу, государству, экономической ситуации и пр. (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Склонность к внешнему локусу контроля проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Люди в внутренним локусом контроля более уверены в себе, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы, что препятствует развитию выгорания.
Предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций. Чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения. Такие стратегии связаны с вероятностью развития у индивида психосоматических заболеваний. Стратегия подавления эмоций часто повышает риск состояний предболезни или болезни. Замечено при этом, что чувство юмора может выступать одним из механизмов копинга – преодоления стрессовых ситуаций. Педагоги с хорошим чувством юмора реже страдают от выгорания, а также более высоко оценивают свою профессиональную успешность. Самоуважение играет важную роль в переживании дистрессов, связанных с работой. Тревожные, депрессивные и не способные справиться с работой люди чаще испытывают эмоциональное истощение на работе и вне ее.

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ВЫГОРАНИЯ

Личностные факторы развития выгоранияЛокус контроля. Это качество характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним

Слайд 13Профессиональные факторы развития выгорания
«Болезненная зависимость» от работы. Трудоголизм и активная увлеченность

своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает движим стремлением к социальному престижу, получению за счет профессии материальных выгод и мотивов власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.
Ролевые факторы риска выгорания. К ним относят ролевой конфликт, ролевую перегруженность и ролевую неопределенность. Ролевой конфликт – это противоречивые требования к работнику. Ролевая неопределенность – это нечеткие, неопределенные требования к работнику. Ролевая перегруженность возникает, когда ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.
Многие исследования показывают взаимосвязь между ролевыми проблемами и выгоранием как следствие попытки выполнить неопределенные или совместить противоречивые требования, что обычно приводит к негативным эмоциональным переживаниям и утрате чувства доверия к организации.
Организационные характеристики. Различные характеристики организационной среды – кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологический климат и т.п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и, как следствие, выгорания. Любая должность предполагает наличие определенной меры ответственности. Неопределенность или недостаток ответственности также могут вносить свою лепту в развитие профессионального стресса. Если у человека есть ощущение, что он не в состоянии ничего изменить в своей работе, что от него ничего не зависит и его мнение не имеет значения, то вероятность развития стресса, связанного с работой, увеличивается.
 
 

Важно помнить:

Профессиональные факторы развития выгорания«Болезненная зависимость» от работы. Трудоголизм и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены

Слайд 14Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть