Слайд 1Проект по предметному экспериментированию
в подготовительной группе
«Юные исследователи»
Воспитатель: Чудакова Е.В.
Слайд 2Актуальность проекта.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Слайд 3Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Слайд 4Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
Расширять
представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Слайд 5Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель группы, дети подготовительной группы с ОНР
№ 1, родители воспитанников.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (организационный).
II этап – внедренческий.
III этап – итоговый (обобщающий).
Слайд 6Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по предметно-экспериментальной деятельности:
Совместная
деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
Структура проведения игры–экспериментирования:
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
Подведение итогов, вывод;
Вопросы детей.
Слайд 7
Беседа:«Невидимка-воздух». Занятия-экспериментирования: «Веселая полоска», «Поиск воздуха» . Цель: дать
представления о воздухе, его предназначении.
Слайд 8
«Свойства льда» «Изготовление цветных льдинок»
Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода,
в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
«Снег-снежок». Рассмотреть почему в емкости со снегом накрытым полотенцем снег тает медленнее.
Слайд 9«Растворение» . Продолжать знакомить детей со свойствами воды; дать представление о
том, что в воде одни вещества растворяются, а другие нет. ( соль, сахар, мука, растительное масло)
Слайд 10Окрашивание бумаги кофеем. Закрепить свойства бумаги, дать представление о природных красителях.
Слайд 11
«Как появляются горы?» Познакомить детей с причиной образования гор; движением земной
коры, вулканическим происхождением гор.
Слайд 12«Реактивный шарик». Познакомить детей с химической реакцией.
Слайд 13«Чудеса растений» Занятия-экспериментирования: Что любят растения?, Почему листья осенью желтеют.
Посадил
дед репку, а мы дерево.
Слайд 14«Посадка лука». «Огород на окне» Уточнить представления о луковице, показать необходимость
наличия света и воды для роста и развития растений.
Слайд 15«Земля наш общий дом» Рисование «Портрет Земли». Беседа «Глобус». Закрепить знания
о планетах.
Слайд 16«Плесень». Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Установить, что для
роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия.
Слайд 17«Испытание магнита» Познакомить детей с физическим явлением (магнетизмом), магнитом и его
особенностями.
Слайд 18«Ходят капельки по кругу». Дать детям первые представления о круговороте воды
в природе, используя чайник с горячей водой; показать данное явление с помощью иллюстрации.
Слайд 19«Вода-волшебница». Занятия-экспериментирования: «Окрашивание воды», «Вода бывает теплой, холодной, горячей». Закрепить
знания о свойствах воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
Слайд 20«Чудеса песка ». Занятия-экспериментирования: «Волшебный материал». Познавательное занятие с элементами экспериментирования
«Пирожки для Мишки». Познакомить детей со свойствами песка.
Слайд 21«Электрический театр» Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, электричество притягивает.
Слайд 22«Мыльные пузыри» Понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все
цвета радуги; объяснить, почему они летают.
Слайд 23Ожидаемые результаты.
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами
экспериментальной деятельности.
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.