Слайд 1Патриотическое воспитание дошкольников.
МБДОУ «Детский сад ст. Новый Перелюб Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
Слайд 2«Фундаментом воспитания является желание ребенка быть хорошим, готовность быть воспитуемым, активно
«присваивать» нравственный идеал, из которого исходит педагог». Иначе говоря, воспитание должно осуществляться как самовоспитание»
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Задачи :
• Изучение уровня компетентности и информированности педагогов ДОУ по вопросу
“Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста”.
• Создание полноценной предметно-развивающей среды.
Цель:
Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.
Слайд 4Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу,
его традициям. Нравственно - патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Слайд 5АКТУАЛЬНОСТЬ
Обращение в образовании к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем:
снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, представления о русской культуре. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе, к родительской безответственности, равнодушию в воспитании подрастающего поколения.
Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником социальной действительности. Организация работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников остается одним из актуальных направлений деятельности современного ДОУ.
Слайд 6
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:
-формирование нравственно-духовных особенностей личности;
-формирование
чувства гордости за свою нацию;
-формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
-формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Слайд 7
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:
-обустройство патриотических уголков в
ДОУ;
Слайд 8Конкурс рисунков ко Дню Победы на уровне МБДОУ
«Детский сад ст.Новый
Перелюб»
Слайд 9
Чрезвычайно важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма является общепринятое мнение о
том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.
Слайд 10
Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее
условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, "только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; …самое главное - открывать глаза на дорогое и родное".
И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними .
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа писали многие ведущие психологи XIX-XX столетий различных научных школ зарубежных (З. Фрейд, Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренс, К, Роджерс и др) и отечественные (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухин и т. д)- отмечая особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов именно дошкольный период
Слайд 11Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы
и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает:
Мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.
Слайд 15Символика Перелюбского района. Герб Перелюбского района.
Слайд 17Народные праздники.
Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа,
они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям. Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение. Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами.
Спортивные игры. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности.
Занятия по изучению государственной символики. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет знание государственной символики страны.
Слайд 18Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка
к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Мы педагоги находим для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого нам нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.
Слайд 19
Наша задача - поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление.
В
процессе реализации задач можно получить следующие результаты:
- повысить уровень развития дошкольников;
- обеспечить комплексный подход к развитию патриотических чувств у
дошкольников;
- повысить познавательный интерес у детей к родному краю, к своей стране;
- повысить значимость патриотического воспитания в глазах родителей воспитанников.
Слайд 20 Сущность и содержание патриотизма и его огромное
значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского.
«Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с природными, личным, семейными и родовыми наклонностями» .
В заключение отметим, что педагогическая теория и практика убедительно показывают, что формирование такого социально значимого качества личности как патриотизм, не просто возможно, но и необходимо начинать с самых ранних лет жизни.