Слайд 1Особенности морали
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:
КОЛПИКОВА НИНА КУЗЬМИНИЧНА
МБОУ «ТУРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»,
П. ТУРА , КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
УРОК 4
СВЕТСКАЯ ЭТИКА
4 КЛАСС
Слайд 2В чём особенности морали?
Есть ли единый список моральных правил?
Кто должен заботиться
о соблюдении
моральных норм в обществе?
В тех краях, где кошельком
Мерят всё на свете,
Правда ходит босиком,
Катит ложь в карете.
Ложь всегда опередит
Истину немножко.
Но не бойтесь: победит
Правда-босоножка.
(С.Я. Маршак.)
Слайд 3Мораль – система норм и ценностей,
которые регулируют поведение людей.
В чём
же особенности морали?
Моральные нормы (правила) нигде не записаны.
Однако это не значит, что о них нигде нельзя
прочитать.
Есть труды учёных, литературные
произведения и фильмы, герои которых
попадают в разные ситуации морального выбора,
а также религиозные книги.
Слайд 4Российский Красный Крест — общественная благотворительная организация, которая является участником международного Движения
Красного Креста и Красного Полумесяца. Всю свою деятельность российский Красный Крест направляет на оказание помощи нуждающимся в ней людям.
Слайд 5Отделения Красного Креста есть в каждом регионе нашей страны, сотрудники объединяют вокруг
себя неравнодушных людей. В рядах российского Красного Креста действует молодёжное движение, участникам которого от 14 до 25 лет. Основная деятельность молодых активистов направлена на оказание помощи детям из социально незащищённых семей, сиротам, одиноким престарелым людям и ветеранам, беженцам, людям с ограниченными возможностями и лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
Слайд 6Большинство государственных законов,
в том числе и главный закон Российского
государства,
которым является
Конституция Российской Федерации
основано на моральных нормах.
Слайд 7Кроме этого есть родители и учителя,
которые учат своих детей соблюдать
моральные
Слайд 8Моральные нормы не имеют документального
оформления т. е. нет списка моральных
норм.
Человек должен сам, читая книги, соблюдая
законы государства, в котором он живёт,
слушая родителей и учителей, научиться
отличать добро от зла, хорошее от плохого.
Слайд 9Познавая мир и общаясь с другими людьми,
человек учится выбирать моральные
нормы,
следуя которым он сделает жизнь
окружающих его людей, а значит и
свою жизнь лучше.
Слайд 10В обществе есть другие организации, которые
следят за тем, чтобы люди
соблюдали правила
и нормы.
Это прокуратура, суды, полиция. Они следят
за тем, чтобы люди не нарушали законы.
Если люди будут их нарушать, то жизнь
в обществе станет хуже.
Слайд 11
В морали ничего подобного нет –
ни «моральных организаций»,
ни особых
«моральных
стражей»,
«смотрителей за моралью».
Слайд 12Все люди вносят свой посильный вклад
в поддержание морали и в
моральное
воспитание.
О хорошем, добром поведении детей
заботятся родители и родственники в
семье, учителя в школе,
друзья.
У взрослых – сотрудники –
люди, с которыми они
работают.
И конечно, сам человек.
Слайд 13
Как формируются моральные нормы и правила?
Слайд 14Вежливость заключается в благожелательном
отношении к людям.
Дж. Локк
Ничто не обходится нам так дёшево
и не ценится так дорого, как вежливость.
Сервантес
кролик
(Мексиканская сказка)
Жил-был кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У кролика дрогнуло сердце. Бежать-то куда?
Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность, - в пещере поселилась змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться» - подумал он, но с кем? С пещерой, конечно!»
Слайд 16 И, присев на задние лапки, Кролик вежливо
сказал: «Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти?»
До чего же обрадовалась змея, услышав голос кролика! Она очень любила кроличье мясо.
- Входите. Входите! – ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу понял, с кем имеет дело.
-Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! – и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала: «Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!».
Слайд 17От каждого человека зависит,
каким моральным нормам следует
он сам и какова
мораль в обществе,
в котором он живёт.
Если люди будут равнодушными,
не будут обращать внимание
на плохие поступки других,
то дурных поступков будет
больше.
Слайд 18Безнаказанность увеличивает зло в мире.
При этом главное – не осудить другого,
а
помочь ему стать лучше.
Тогда и хороших людей станет больше.
Слайд 19Проверь себя!
1. Моральные нормы создаёт
человеческое …
2. Выбирая между
добром и злом,
человек делает моральный …
общество
выбор
Слайд 20Выберите из предложенного списка
примеры моральных норм.
враждебность
справедливость
ложь
дружеская помощь
Слайд 21
Юридические
нормы
Моральные
нормы
Уважение к старшим
Законы
Помощь слабым
Указы президента
Перенеси слова или словосочетания
в указанные
области.
Слайд 22
Домашнее задание:
Почему плохо быть равнодушным?
Приведите примеры неравнодушного
поведения людей в сложных
ситуациях.
Слайд 24Использованный материал
http://nanopics.ru/view/1838949 кормушки для птиц
http://www.bal-con.ru/dossier/d15529.htmlполитика Конституция России
http://russian1.peopledaily.com.cn/31516/6250401.html полицейские"
http://pinme.ru/u/s79275056070s/razvlecheniya-kino/?page=2 семья
http://vladairada.com.ua/search.asp?search=год&n=66 дети идут в школу
http://www.isprras.ru/ispr/stranica/tematicheskoe-planirovanie-gruppi-…
дети за
партой
http://senno-school1.belhost.by/obrazovanie/olimpiady/
глобус, книга, дети
Картинки на слайдах 4, 7, 8, 9, 17, 18 взяты из диска «Светская этика»