Слайд 2Происхождение
Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ, 827—869) и Мефодий (в
миру Михаил, 815—885,), братья, просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники христианства.
Братья Кирилл и Мефодий родились в византийском городе Фессалоники. Их отец по имени Лев, был друнгарием, то есть офицером, при стратеге (военном и гражданском губернаторе). В семье было семь сыновей, причём Мефодий — старший, а Кирилл — младший из них.
Слайд 3Годы учёбы и учительства братьев
Святой Мефодий сначала служил, как и отец
его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагать свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.
Кирилл был очень образованным для своего времени человеком. Ещё до поездки в Моравию он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык.
Слайд 4Монашество Кирилла
Кирилл обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике,
риторике, астрономии, а также разным языкам. По окончании учения, отказавшись заключить весьма выгодный брак с крестницей логофета, Кирилл принял сан иерея и поступил на службу хартофилаксом (буквально «хранителем библиотеки»; реально это равнялось современному званию академика) при соборе Святой Софии в Константинополе. Но, пренебрёгши выгодами своего положения, удалился в один из монастырей на черноморском побережье. Некоторое время жил в уединении. Затем он почти насильно был возвращен в Константинополь и определен преподавать философию в том же Магнаврском университете, где недавно учился сам. На одном из богословских диспутов Кирилл одержал блестящую победу над многоопытным вождем иконоборцев, бывшим патриархом Аннием, что принесло ему широкую известность в столице.
Слайд 5Примерно в 850 году император Михаил III и патриарх Фотий направляют
Кирилла в Болгарию, где на реке Брегальнице он обращает в христианства многих болгар. На следующий год Кирилл вместе с Георгием, митрополитом Никомидийским, отправляется ко двору эмира милитенского, чтобы познакомить его с основами христианства. В 856 году логофет Феоктист (учитель и друг Мефодия) был убит, а его приверженцы и протеже подверглись преследованиям. Опасаясь за свою жизнь, Мефодий оставил пост стратига и принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп. После своих утомительных путешествий Кирилл провёл несколько лет в обители старшего брата, разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди.
Слайд 6Болгарская миссия
Ученые не пришли к единому мнению о роли Кирилла и
Мефодия в распространении христианства в Болгарском ханстве.
Одни считают, что братья во время крещения хана Бориса выполняли Моравскую миссию и не могли участвовать в этом событии, т.к. Кирилл и его брат Мефодий были посланы византийским императором Михаилом III и патриархом Фотием в ответ на просьбу моравского князя Ростислава о присылке миссионеров (862 или 863 г.). Братья пробыли в Моравии более трёх лет, а затем отправились с учениками в Рим к Папе Римскому.
В то же время болгарские исследователи придерживаются иного мнения. Святые Кирилл и Мефодий были в этой стране и своей проповедью много способствовали утверждению в ней христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.
Слайд 7Старославянская азбука
В 863 году с помощью брата Мефодия и учеников Кирилл
составил старославянскую азбуку и перевел на болгарский язык с греческого основные Богослужебные книги.
Таким образом, создание славянской азбуки можно отнести к 863г. от Рождества Христова, согласно Александрийскому летосчислению, употреблявшемуся в то время болгарскими летописцами. Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, автором какой именно из двух славянских азбук — глаголицы или кириллицы — является Кирилл .
Слайд 8Последние годы жизни Кирилла
В Риме Кирилл тяжело заболел, в начале февраля
869 окончательно слёг, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл, и через 50 дней (14 февраля) скончался. Он был похоронен в Риме в церкви Святого Климента. Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь».
Слайд 9Последние годы жизни Мефодия
Мефодий с учениками, получившими сан священников, вернулся в
Паннонию, а позже в Моравию, где политическая обстановка резко изменилась. Деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Латинско-немецкое духовенство всячески мешало распространению славянского языка как языка церкви. Им даже удалось на три года заключить Мефодия в один из швабских монастырей.
Будучи в 874 году восстановленным в правах архиепископа, он, несмотря на запрещение, продолжал богослужение на славянском языке, крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу.
В 879 году немецкие епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме блестяще оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на славянском языке.
Слайд 10В 881 году Мефодий по приглашению императора Василия I Македонянина приехал
в Константинополь. Там он провёл три года, после чего вместе с учениками вернулся в Моравию. С помощью трёх учеников он перевёл на славянский язык Ветхий Завет и святоотеческие книги.
В 885 году Мефодий тяжело заболел. Перед смертью своим преемником назначил ученика Горазда. 19 апреля, в Вербное воскресенье он попросил отнести себя в храм, где прочитал проповедь. В тот же день он и скончался. Отпевание Мефодия происходило на трёх языках — славянском, греческом и латинском. После смерти Мефодия его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. Многие ученики были казнены, некоторые перебрались в Болгарию и Хорватию. В 885 году, в год смерти Мефодия, Папа римский запретил славянское богослужение.
Слайд 11Наследие
В настоящее время среди историков преобладает, но не общепризнана точка зрения
В. А. Истрина, согласно которой кириллица, азбука, которую используют и сегодня болгары, сербы, македонцы, украинцы, белорусы, русские, а также многочисленные неславянские народы, была создана учеником святых братьев Климентом Охридским (о чём имеется упоминание и в его Житии). Кирилл и Мефодий создали язык, называемый ныне церковнославянским, и перевели на него Священное Писание и богослужебные книги.
В Болгарии, а впоследствии и в Хорватии, Сербии, Киевской Руси славянская азбука, созданная братьями, получила распространение. В некоторых регионах Хорватии до середины XX века литургия латинского обряда служилась на славянском языке. Поскольку богослужебные книги писались на глаголице этот обряд получил название глаголического.
Слайд 12Почитание
В 1863 году российским Святейшим Правительствующим Синодом было установлено празднование обоим
святым ежегодно 11 мая.
Указом Святейшего Синода в 1885 году память 11 мая была отнесена к средним праздникам со бдением. В 1901 году Синодом было определено совершать «ежегодно в храмах при всех учебных заведениях духовного ведомства торжественное всенощное бдение накануне и литургию с последующим молебном Мефодию и Кириллу в самый день 11 мая, с освобождением учащихся от занятий». К 11 мая в церковных школах также приурочивался ежегодный выпускной акт.
Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии. В России, Болгарии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.